Дело было еще при существовании Германской Демократической Республики. Туристов из Калинина встречали лесорубы Тюрингии. Хозяева на угощение явно поскупились: на каждого бутылочка пива 0,33 литра и бутерброд с сыром, скорее, символический.
Русские решили подтвердить широту своей души и открыли чемодан с традиционным напитком. После трех тостов за мир, дружбу, единение двух народов появился аккордеон. Большой спец по музчасти заиграл «Катюшу». Ко мне подсел парторг лесоучастка – импозантный поседевший мужчина без пальцев на левой руке. Говорил порусски с чуть заметным акцентом. «А я в Калинине после войны занимался строительством», – похвастался парторг. «Как там оказались?» – «Был в плену. Строили Дворец культуры вашего знаменитого завода». Неисповедимы пути господни. Надо было приехать в Германию, чтобы встретиться с немцем, возрождавшим порушенный фашистами город. Да еще Дворец культуры, как выяснилось, комбината искусственного волокна.
Когда рассказал эту историю директору тверского Дворца культуры «Химволокно» Владимиру Филиппову, он загорелся: «Пиши, друг мой!».
«Друг мой» – это филипповское фирменное выражение. Друзей (или приятелей, как угодно) у него несколько сотен, а может, и больше. С ним близко общаются не потому, что в городской культуре он величина, а исключительно из интереса к личности.
Для начала назову Филиппова романтиком. Днями он демонстрировал кадры, сделанные на собственной фазенде. Фотографировался нюхающим сирень, ландыши и еще чтото цветущее в последние дни мая. Десять лет подряд дарит женщинам Дворца культуры весной по букетику ландышей в знак глубокого восхищения. Все «население» дворца платит своему директору той же монетой. Его не просто уважают, а любят и не скрывают этого.
Гармония межличностных отношений бросается в глаза всем, кто хоть раз окунулся в творческую и хозяйственную жизнь дворца. То, что в нем жизнь бьет ключом, не сказать и половины. Все помещения буквально забиты танцующими, поющими и другими творцами народного искусства. Все, кто просится к Филиппову под крыло, находят понимание. Директор откровенно гордится загруженностью дворца и своим участием в поддержке народных инициатив.
Чувства крепкого хозяйственника и двигателя местной культуры уступают на природе чувствам наслаждения от созерцания видов, а также птиц и животных. Из таковых у него на фазенде водятся дикие утки, ондатра, белка и, естественно, соловей. Соловья он дает послушать по телефону, и это действительный высокий свист и настоящее очарование. Вдохновленный пением, Владимир в понедельник приступает к работе с тонким душевным настроем и еще большим желанием творить мудрое, доброе, вечное.
Он много путешествует по миру с единственным желанием узнать больше, понять глубже и сравнить западную действительность с российской. Нынче собирается с дражайшей супругой Виолеттой махнуть в Грецию, где, как известно, все есть. Греция внесла такой вклад в мировую культуру, что низкие поклоны ее древностям никогда не будут лишними.
Двери в мир Владимир открывает без ключей. Зато в его кабинете ключей видимоневидимо, от всех явных и потаенных помещений. Ключи – верный признак каждодневного вмешательства первого лица дворца в творческий процесс. Кроме ключей, его столы в кабинете завалены дисками, кассетами, книгами, присутствует всевозможная аппаратура и даже горн и гитара. Гитара указывает, что хозяин кабинета – музыкант и певец. Без микрофона Филиппова вообще трудно представить. Микрофон тоже на столе среди нужных вещей.
На всесторонний интерес к информации указывает стопка газет с подчеркнутыми абзацами текстов. Раньше говорили, что прочитал с карандашом в руках. Сейчас это – о Филиппове.
В конце прошлого года дворец праздновал юбилей. На нем директор рассказывал, с какими невероятными усилиями он совершал «дворцовый переворот», освобождался от казино, бильярдной и других злачных мест, вокруг которых роились суровые и мрачные лица. Дворец как культурный центр мог бы запросто кануть в Лету, как это произошло в Твери со многими «очагами» культуры, превратившимися в торговые лавки. ДК «Химволокно», освобожденный от пут, стал во сто раз краше. Ремонт на шее протащил Филиппов, и все, кто занимался обновлением зданий, знают, какая это мука. В 1990х ему помогал глава Твери Олег Лебедев, с которым директор дружит до сих пор. Олег Станиславович – один из главных гостей на любом дворцовом торжестве.
Будь моя воля, я бы присвоил Владимиру Васильевичу, уроженцу Фировского района, звание мастера разговорного жанра первой категории. Поговорить он страсть как любит, и слушать его интересно, как когдато Ираклия Андроникова. Случается, что в его монолог собеседнику трудно вставить слово, но ведь это доказывает преимущество языкового интеллекта.
Муниципальный дворец принимает практически все профессиональные торжества: от медиков до тружеников сельского хозяйства. Здесь проходят «студенческие весны», а также банкеты (куда без неофициальной части?).
Во дворце около 70 клубных формирований, в них почти 1300 участников, любителей изобразительного искусства, хорового пения, хореографии, вокала, оркестрантов, поклонников театра, народных промыслов.
Все в нем сверкает как в храме. Не зря ДК «Химволокно» величают храмом искусств, которые попрежнему принадлежат народу.
Три вопроса Владимиру Филиппову
– Достигли того, о чем мечтали?
– Достиг того, о чем и не мечтал.
– Ваша главная задача в жизни?
– Найти себя и прийти к Богу.
– Какие качества цените в себе, и от чего хотелось бы избавиться?
– Ценю взаимопонимание. Избавиться хочу от ребячества.
Валерий БУРИЛОВ
Фото из архива Владимира Филиппова