Длинными коридорами, путаными ходами пробираемся в самые недра ТЮЗа.
Не сразу понимаешь, что ты, зритель, оказываешься на сцене, а спектакль идет в зале. Вот такой ход – все наоборот!
Тверской театр юного зрителя всегда готов к экспериментам как с антуражем, так и в творчестве… Немудрено, что театр имеет репутацию прогрессивного, новаторского. Такими получились и новые постановки – одна авторская, другую на сцене ТЮЗа представила компания «Театральное дело». Мартовские премьеры, о которых хочется говорить.
«Сны о кошках и мышах»
Не спи, не спи, мой
спящий кто-то,
В рассветном городе
работай,
Пусть свет зашторенный
темней,
Но самый быстрый
всадник всё же
Сквозь сумрак штор
прорваться сможет,
Миры развесив меж
ветвей.
Тусклый свет фонаря. Город спит, притихли кошки-мышки. Эту небольшую, но емкую экспериментальную постановку ТЮЗа трактовать можно по-разному. Дело в том, что основа спектакля «Сны о кошках и мышах» – Уэльские сказки и пособия по воспитанию животных и детей. Интересно, что впервые спектакль был заявлен в виде эскиза на режиссерской лаборатории «ТЮЗ. Lab» в 2017 году.
«Поменьше обнимайте детей – они могут стать капризными», «Утром после пробуждения просто пожмите ребенку руку» – такие уникальные советы по воспитанию детей дает ведьма Агнесса Борисовна. Скрюченная женщина, которую не случайно играет мужчина (Александр Романов). Ботинки, шляпа, ридикюль. Дама, выросшая без любви, очерствела, растеряла женское. Пальто и кровать – вот что теперь ей надо. Все непременно черного цвета. Но если попробовать предложить ведьме белое?..
Как рассказывает об этом метафоричном спектакле театральная аннотация, это история о детях и взрослых, которые были детьми, которых мало любили и обнимали, но они простили все обиды, о страхах и смелости, о добром и злом. «Добро обязательно победит, но не потому, что так принято в сказках, а потому, что абсолютного зла не бывает и добро есть во всех».
Спектакль-сновидение режиссера-постановщика Вероники Вигг – мрачный, почти готичный. Деревья отбрасывают пугающие тени. Медленные движения, загадочные диалоги. Мышата (Надежда Мороз и Сергей Зюзин) и коты (Татьяна Романова и Виктор Дегтярёв). Атмосфера нагнетается, черная дама близко. Связующая с реальностью нить – только герой постановки с шарфом спортивного болельщика на шее (Дмитрий Фёдоров). Он объясняет зрителю – все это выдумка, сказка для больного младшего брата. Воображение смешалось с тяжелым сном. Но скоро брат проснется и попросит жареной картошки.
«Царевна-Лягушка»
Как давно вы читали сказку? Наверное, тем, у кого есть маленькие дети, нередко приходится погружаться в выдуманный мир, но что же остальные? 16 марта в Тверском ТЮЗе доказали – любимые детские сказки вполне могут заинтересовать и взрослых, а самое главное – быть актуальными. Компания «Театральное дело» на сцене театра юного зрителя представила свою интерпретацию «Царевны-Лягушки». Как и было анонсировано, это авторская фантазия о том, как бы свою историю рассказала сама Лягушка, поведала бы все без утайки, от первого лица.
Все оказалось не так просто. Перед началом спектакля невольно задумываешься, неужели можно найти что-то новое во всем известной с детства сказке, обнаружить какие-то другие смыслы, показать произведение на сцене как совершенно незнакомое. Можно – в этом мы убедились лично. «Царевна-Лягушка» открыла большой проект компании «Театральное дело» – «Рассказывайте сказки!», в котором планируется сделать несколько творческих направлений, и одно из них – как раз сказки для взрослых. Таким образом, наши традиционные русские произведения пересказывают особым образом, а классические сюжеты становятся современными.
Моноспектакль в новом для нашей страны жанре storytelling представила замечательная актриса Елена Резниченко. Получилось ярко и с юмором. Артистка оказалась со зрителями один на один, никаких костюмов, а из всех декораций – только деревянный стул. Попробуй, удержи внимание людей больше чем на час. Здесь все зависит только от актерского мастерства выступающего, сфальшивить не выйдет. У Елены получилось заинтересовать зрителей, где-то рассмешить, где-то заставить серьезно задуматься. А камерная обстановка, в которой была представлена постановка, еще больше погрузила нас в особую атмосферу современной сказки.
В спектакле «Царевна-Лягушка» удивило многое, точнее даже сказать поразило, как можно было до такого додуматься (в хорошем, конечно, смысле). Как вам Лягушка, делающая селфи? А как, вы думаете, она выполняла задания Царя-батюшки? Заходила в Интернет, звонила своим знакомым. Кощей Бессмертный и вовсе был довольно интересным мужчиной, с которым наша героиня познакомилась на курорте.
Вот такой полет мысли авторов проекта можно было наблюдать на сцене Тверского ТЮЗа. Конечно, такой спектакль будет понятен не всем. Это не плохо и не хорошо. Тем не менее, Елена Резниченко и постановка «Царевна-Лягушка» нашла отклик в Твери и не оставила зрителей равнодушными.
Планируется, что сказка для взрослых будет представлена и в других городах нашей страны. Увидят ли ее вновь в столице Верхневолжья, пока неизвестно.
Наталья КАПРАЛОВА, Анастасия ЧИСТЯКОВА
Фото Анастасии ЧИСТЯКОВОЙ