Виктор Грибков-Майский: По Государевой дороге | официальный сайт «Тверские ведомости»
подписка
Международная выставка-форум ВДНХ

Виктор Грибков-Майский: По Государевой дороге

13:04

13 января 2015

1693

Виктор Грибков-Майский: По Государевой дороге

«По старому почтовому тракту»

Вместе со строительством северной столицы возникла и необходимость создания основной транспортной артерии России – дороги, как сейчас говорят федерального значения, Москва – Санкт- Петербург. Такое распоряжение было дано еще Петром I. Но фактически строительство дороги началось значительно позже, в 1776 году по проекту инженер-капитана Баранова. Это была первая в России дорога с твердым покрытием из плотно укатанного щебня,  с множеством мотов через ручьи, реки, овраги. Строительство завершилось только в 1830 году.

Сегодня трудно даже оценить, какую огромную роль сыграла эта дорога в истории нашего государства,  по ней проезжали, практически, все лучшие люди русского общества.

Многие из проезжавших по этому маршруту оставили свои воспоминания, а Александр Николаевич Радищев свою знаменитую книгу, которая появилась в 1788 году, так и назвал – «Путешествие из Петербурга в Москву». Правда в своей книге он указал лишь названия почтовых станций, так и не описав ни одной из них, что вызывает вполне резонный вопрос, а было ли само «путешествие»? Скорее всего,  это был просто литературный прием, и не более того.

Нас же интересует, прежде всего, тверской участок дороги. По Радищеву это: Хотилово, Вышний Волочек, Выдропужск, Торжок, Медное, Тверь, Городня и Завидово. В прошлом всего на государевой дороге находилось от 24 до 26 почтовых станций, которые были устроены еще к 80-м годам XVIII века.

Именно здесь на почтовых станциях путешественники меняли лошадей. Здесь жили станционные смотрители и ямщики. И те, и другие нашли свое отображение в русской литературе. У А.С. Пушкина есть повесть, которая так и называется – «Станционный смотритель». Существует предположение, что Пушкин описал в ней вполне конкретную станцию в деревне Выра, недалеко от Петербурга (смотрителя в повести так и зовут Самсон Вырин). Интересная деталь, в начале 70-х годов XX столетия там был создан музей дорожного быта «Домик станционного смотрителя», другими словами музей старого почтового тракта. Заметим, что подобный музей есть и на тверском отрезки дороги,  в городе   Торжке.

А вот как описывает почтовый тракт другой известный русский литератор —  князь П.А. Вяземский:

«Извольте ждать, нет лошадей»,

Когда губернский регистратор,

Почтовой станции диктатор,

(Ему типун бы на язык)

Сей речью ставит вас в тупик.

От этого-то русским трактом

Езда не слишком веселит;

Как едешь, действие кипит,

Приедешь, стынет за антрактом…

(П.А. Вяземский  «Станция»)

Что касается слово «ямщик», скорее всего, оно тюркского происхождения, в переводе с которого слово «ямчи» означает почтовый смотритель, а в переводе с персидского «ямджик» — гонец.

Образование государственной ямской службы произошло при Великом Московском князе Иване III Васильевиче, который в 1489 году учредил должность ямского дьяка. В первые годы своего царствования Петр I реорганизовал ямскую службу и учредил почтовое ведомство.

У Пушкина, который сам не раз проезжал по этой дороге и составил свой собственный «маршрут», мы находим значительно больше информации и об устройстве старого почтового тракта, чем у других авторов. Так, 9 ноября 1826 года в письме С.А. Соболевскому он пишет: «… посылаю тебе мой Itinéraire от Москвы до Новгорода». И Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не сделал описание маршрута в стихотворной форме:

У Гальяни иль Кольони

Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони,

Да яичницу свари.

 

На досуге отобедай

У Пожарского в Торжке,

Жареных котлет отведай (именно котлет)

И отправься налегке…».

Для обслуживания путешествующих была создана необходимая инфраструктура: объекты размещения, причем совершенно различной категорийности, объекты питания, продажа сувениров, «экипажеремонтные» мастерские и т.д.

Как бы мы сейчас сказали, для VIP-персон были построены путевые дворцы.

Более скромная публика пользовалась услугами существующих гостиниц и самих почтовых станций. Пушкин называет две из них: гостиницу Гальяни в Твери, построенную купцом П.Д. Гальяни в 1799-1803 годах, и гостиницу Пожарских в Торжке. Причем в Торжке примерно  в одно и тоже время было  две  гостиницы  Пожарских — на Ямской улице и на набережной реки Тверцы.

Что именно представляли собой  сами почтовые станции, очень хорошо описал  известный путешественник – француз маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году: «Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью, представляющей собою разительный контраст со скудостью окружающей природы. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан. Мебель обита кожей, стулья с соломенными сиденьями имеют опрятный вид. Везде расставлены большие диваны, могущие заменить кровати, но я по горькому опыту знаю, как опасно ими пользоваться, и даже не рискую на них садиться. Почтовые станции такого рода, хотя и менее изысканные, устроены на протяжении всего пути из Петербурга в Москву и содержаться за счет правительства».

И в то время путешественники не всегда оставались довольны уровнем предлагаемых, в том числе, и гостиничных услуг.  «Вчера прибыли мы благополучно в Торжок, где Соболевский свирепствовал за нечистоту белья». (Из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 20 августа 1833 г.).

Пушкин говорит и о том, чем питались путешественники. Это: макароны, яичница, котлеты, вареная форель, уха, чай с баранками, вино шабри, квас. Особенно славились пожарские котлеты, правда, у Гоголя о них остались не особенно хорошие воспоминания, о чем пишет Сергей Тимофеевич Аксаков в «Литературных и театральных воспоминаниях». В октябре 1839 г. они вместе совершили путешествие из Москвы в Петербург. Аксаков пишет: «Гоголь рассчитал, что на другой день, часов в пять пополудни, мы должны приехать в Торжок, следовательно, должны там обедать и полакомиться знаменитыми котлетами Пожарского». Гоголь заказал дюжину (!) котлет и через полчаса они были готовы. «Одна их наружность и запах, – продолжает Аксаков, – возбудили сильный аппетит в проголодавшихся путешественниках… Котлеты были точно необычайно вкусны, но вдруг мы все перестали жевать, а начали вытаскивать из своих ртов довольно длинные белокурые волосы…Так весело продолжалась вся дорога».

По словам Аксакова, они выехали 26 октября после обеда, ехали без поломок и 30 октября в восемь вечера были в Петербурге. Время в пути – больше четырех суток. Немного ранее, в сентябре 1832 года Пушкин проделал весь путь за пять суток. «В сутки случалось мне сделать три станции. Лошади расковывались и – неслыханная вещь! — их подковывали на дороге. 10 лет езжу я по большим дорогам, отроду не видел ничего подобного…Теперь послушай, с кем я путешествовал, с кем провел я пять дней и пять ночей». (Из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 22 сентября 1832 г.).

Главная дорога России приносила благосостояние тем, кто здесь жил. «Ехать нам нужно было по шоссе до Валдая…, – пишет в воспоминаниях В.А. Панаев. – Проезжая прежде по шоссе мимо больших ямов и деревень с прекрасными постройками и видя там лавки и самовары по окнам домов, нам рисовались таки ми же и те деревни, куда мы должны были ехать..».  Не так давно самовары снова вернулись на трассу, на свое историческое место.

Есть  у Пушкина и информация о том, сколько времени занимала дорога от Твери до Москвы .   «1-го мая переночевал я в Твери, а 2-го ночью приехал сюда». (Из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 4 мая 1836 г.). Считается, что в среднем скорость в час ямщицкой тройки составляла 10 км. летом, 12 – зимой и не более 8 – в межсезонье.

О том, как выглядела сама дорога, находим в книге «Николаевская Россия» упоминаемого уже нами де Кюстина: «Шоссе, нужно сознаться, содержится в порядке, но оно очень твердо и неровно, так как щебень достаточно измельченный, плотно утрамбован и образует небольшие, но неподвижные возвышенности. Поэтому болты расшатываются, вылетают на каждом перегоне, на каждой станции коляска чинится, и теряешь время, выигранное в пути, где летишь в облаке пыли с головокружительной скоростью урагана».    

У Пушкина по этому поводу было другое мнение: «Что сказать о моем путешествии!», –   пишет он из Торжка 1 ноября 1826 г. княгине В.Ф. Вяземской, – оно продолжается при самых счастливых предзнаменованиях, за исключением отвратительной дороги и несносных ямщиков». Для нее же Пушкин купил в Торжке и сувенир местных народных промыслов – поясок золотного шитья. В письме П.В. Нащокину 27 мая 1836 г. Пушкин опять касается дорожной темы: «Путешествие мое было благополучно, хотя три раза чинил я коляску…».

Специальными указами была определена ширина дороги- 1,5 сажени (3, 07 метра). Длина Государевой дороги составляла 735 верст.

Путешествие по маршруту Москва – Петербург, Петербург – Москва было, да и сейчас, наверное, остается, событием в жизни всякого, кто его совершает. Не исключением был и Алексей Николаевич Плещеев. В марте 1849 года 24-летний поэт отправляется из Петербурга в Москву. Путешествие производит на него столь сильное впечатление, что уже с дороги он пишет Ф.М. Достоевскому: «…Я уже давно никуда не ездил из Петербурга, и поэтому дорога показалась мне менее скучной, чем я ожидал. Дни стояли хорошие, и мне даже было весело смотреть на снежные пустыни,… на деревушки и уездные городки…Красивее всех городов, лежащих на этой дороге – Тверь… Узнал я, что в Твери очень весело живут, что там есть театр, большая часть актеров все коллежские асессоры, которые только по страсти к искусству этим занимаются…».

               

Библиография

 

С.Т. Аксаков. С/с т. 3. М. 1956 г.

А.С. Пушкин. С/с т. 2,10.М.1963 .

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». М. 1975 .

Д.В. Григорович «Литературные воспоминания» (серия литературных мемуаров). М. 1987.

Н.Г. Кузин «Плещеев». М. 1988. (Серия ЖЗЛ).

Маркиз А.де Кюстин «Николаевская Россия». М. 1990 .

Тверская область. Энциклопедический справочник. Тверь, 1994.

И.П. Чалая, Ю.А. Веденин «Культурно – ландшафтное районирование Тверской области». М. 1997 .

В. Грибков-Майский  «По главной трассе России …и немного в

      сторону». Российская туристская газета,   № 11, 2006 .

В.Дмитриев. «Путешествие по России глазами поэта». Журнал

     «Живописная Россия».

В. Грибков-Майский «Старым русским трактом». Журнал «Реноме» № 9 ноябрь 2007

Георгий Осипов «VIP-пристанища. Где останавливались по пути

       русские цари?». Журнал «Историческая недвижимость», №2, 2008.

В. Грибков-Майский « По старому почтовому тракту». Журнал «Бонус», №№ 6-7, 2009, №1, 2010.

 

Юрий Пензиков «Очерки по истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы и села Городни». Газета «Православное Верхневолжье», №4, апрель 2010.

Виктор Грибков-Майский, член Союза журналистов России

0
"Тверские ведомости" теперь в Дзене! Подписывайтесь на наш канал и читайте только важные новости. Также присоединяйтесь к нам в ВК, ОК и Телеграм.

Из этой же рубрики

Лента новостей

Звание Героя России присвоили погибшему участнику СВО из Тверской области Александру Фролову

22:03 / 26.04.2024 521

В Тверской области построят туристический комплекс

21:29 / 26.04.2024 620

На двух улицах в Твери перекроют движение для транспорта

20:59 / 26.04.2024 331

Житель города Бологое нашел банковскую карту и оплатил свои покупки

20:38 / 26.04.2024 278

Арест автомобилей побудил 36-летнего жителя Тверской области оплатить долги

20:12 / 26.04.2024 322

Опубликован график отключения горячей воды в Твери

19:45 / 26.04.2024 4783

Сергей Голубев принял участие в мероприятиях Совета законодателей Российской Федерации

19:23 / 26.04.2024 310

В Твери водителя грузовика зажало в результате ДТП

18:45 / 26.04.2024 2279

В Тверской области сотрудники УФСБ России пресекли деятельность нарколаборатории

18:18 / 26.04.2024 1057

26 апреля 2024 года исполняется 38 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС

17:52 / 26.04.2024 233

В Ржеве семья спаслась благодаря пожарному извещателю

17:28 / 26.04.2024 504

Изменения на маршрутах «Транспорта Верхневолжья» в Твери и Калининском округе с 1 мая

17:00 / 26.04.2024 1152

Под Тверью на трассе М-11 ограничат движение транспорта

16:31 / 26.04.2024 396

Любитель пьяной езды из Верхневолжья останется спешенным в течение 18 месяцев

15:59 / 26.04.2024 323

Центральный Банк России сохранил ключевую ставку на прежнем уровне

15:55 / 26.04.2024 224

Отключения электричества в Тверской области на 27 апреля 2024 года

15:31 / 26.04.2024 425

В Твери почтили память героев-чернобыльцев

15:15 / 26.04.2024 250

Экстра-высокие ставки по депозитам сохранятся 

14:51 / 26.04.2024 248

В Москве представлен первый цифровой полигон платформы «Ростелеком Ключ»

14:38 / 26.04.2024 263

Губернатор Игорь Руденя поздравил со 105-летием ветерана Великой Отечественной войны Гаран Марию Алексеевну

14:30 / 26.04.2024 289

Представители Верхневолжья приняли участие в съезде Российского союза промышленников и предпринимателей

14:21 / 26.04.2024 333

МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны

14:15 / 26.04.2024 267

В Твери у школы №21 установят современный игровой комплекс для детей

14:09 / 26.04.2024 398

Дан старт написанию Международной исторической акции «Диктант Победы – 2024»

13:56 / 26.04.2024 313

Мошенники придумали новую схему обмана с полисом ОМС

13:47 / 26.04.2024 550

68% россиян предпочитают кешбэк рублями

13:39 / 26.04.2024 281

Губернатор Игорь Руденя наградил лучших спасателей Верхневолжья и передал новую технику подразделениям

13:23 / 26.04.2024 249

Акция «Уступи дорогу поездам!» прошла в Твери: нарушителей оштрафовали

12:45 / 26.04.2024 397

Энергоблок №3 Калининской АЭС остановят для проведения планового капитального ремонта с модернизацией оборудования

12:45 / 26.04.2024 305

В Твери прошла репетиция военного парада к 9 мая

12:32 / 26.04.2024 523