Вторник, 19 июня / 21:20

16+
Муниципалитеты. Методика вчерашнего дня

Муниципалитеты. Методика вчерашнего дня

Муниципалитеты. Методика вчерашнего дня

За последние несколько лет межбюджетные отношения превратились в  главный и пока непреодолимый тормоз для развития и даже для текущей жизнедеятельности многих районов Тверской области.

Коротко напомню историю вопроса. С советских времен и по 2012 год включительно при формировании бюджетов муниципальных районов, определении их дотаций на сбалансированность учитывалась объективная потребность в текущих расходах каждой территории – по заработной плате, коммунальным услугам, содержанию фактической сети социальной сферы. С принятием методики 2013 года (которая, с незначительными изменениями, действует сейчас) единственным принципом является подушевой. Полностью игнорируется сеть учреждений, плотность населения (резко отличающаяся в разных районах), объективные различия в затратах на коммунальные услуги, связанные с наличием или отсутствием природного газа.

Многие из тех, кто участвовал в обсуждении методики пять лет назад,  помнят прозвучавшие с трибуны слова о том, что ее основная цель – даже не экономия средств, а принуждение к «реформам», главной из которых, по замыслу авторов методики, была тотальная «оптимизация» социальной сферы на селе. В этих же целях была создана «программа финансового оздоровления», ставшая настоящей бедой для очень многих вступивших в нее районов и их жителей.

Это был с самого начала своего рода эксперимент над сельскими территориями и их жителями. Прошло пять лет. За это время в регионе достаточно многое кардинально поменялось. Эксперимент с бюджетом, осознанно подменивший социальную функцию власти менеджерской псевдоэффективностью, не просто оказался неудачным. Он безнадежно отстал от сегодняшнего дня, отбрасывая регион назад.

Уже два года прошло, как региональная власть отказалась от разрушительного процесса «оптимизации», что является огромной заслугой губернатора. Еще важнее, что региональная власть в интересах всего населения отказалась от передачи муниципальных объектов ЖКХ частным структурам. Это подразумевает, в том числе, поддержку муниципальных предприятий из местных бюджетов. Но сегодня мы видим на фоне разумных и правильных политических решений устаревший подход, формирующий местные бюджеты так, чтобы в районах просто не было денег ни на социальную сферу, ни на муниципальные предприятия. Нередко вопрос стоит даже не о развитии, а об элементарном выживании территорий.

Тверская область в последнее время очень серьезно продвинулась вперед по реализации программ развития социальной, коммунальной, дорожной отраслей. По инициативе губернатора программ стало значительно больше по количеству. Вырос на порядок объем их финансирования. Подход к включению всех территорий в областные программы также за два года изменился в лучшую сторону – стал гораздо более прозрачным и объективным. Самый очевидный пример этого – дороги, но не только они. При этом реализация многих программ могла быть гораздо более успешной. Главное препятствие, которое тормозит наше движение вперед, – отсутствие в районах денег даже на выполнение условий по своему 20­процентному софинансированию программ.

Куда бюджетный эксперимент привел нас за последние пять лет? Приведу для примера несколько цифр по Оленинскому району, которые отражают общую тенденцию по районам Тверской области.

Объем консолидированного бюджета района (без учета целевых средств) составлял в 2012 году 262,2 млн руб., в 2016 – 215,6 млн, в 2017 – 210,4 млн руб., в 2018 – 202,8 млн руб. За шесть лет бюджет района в абсолютных цифрах сократился на четверть, а с учетом инфляции и роста финансовой нагрузки по текущим социально значимым расходам – более чем в два раза! При этом собственные доходы района за тот же период выросли на 19,5 млн руб., а объем финансовой помощи из областного бюджета сократился на 39,7 млн руб.

Та же динамика в последние годы сложилась во всех  районах Тверской области. Где­-то цифры могут быть на 10 или 20% выше или ниже, чем названные мной, но везде они с каждым годом хуже, а не лучше. Этот процесс идет системно и последовательно.

Не пора ли задуматься – нормально ли это? Не подошел ли уже к своей критической черте тот социальный ущерб, который наносится территориям в результате бюджетного эксперимента, начатого пять лет назад?

Действующая методика, по моему мнению, нуждается в полной переработке. Острая критика сложившегося подхода к межбюджетным отношениям звучала на недавнем круглом столе в Законодательном собрании, где мне удалось озвучить ряд предложений.

Первое и главное. Необходимо законодательно закрепить сохранение за каждым районом бюджетной обеспеченности к предыдущему периоду не на душу населения (как сейчас), а по отношению к общему объему расходов местного бюджета. Мы все понимаем, как выглядит демография в сельских районах. Так же как понятно и то, что убыль населения не влияет на реальную потребность в расходах. Разница от этой казуистики для большинства районов составляет несколько миллионов рублей в год. Кроме того, часть дотаций на сбалансированность для четырех муниципальных образований (Жарковский, Молоковский, Оленинский районы, Осташковский городской округ) выделяется на дополнительных условиях – достаточно объемных, требующих большого документооборота с несколькими министерствами, меняющихся среди года. Это приводит к значительной задержке перечисления средств и росту долгов на местах. В прошлом году финансирование этой части дотации началось только с середины сентября. В нынешнем году финансирование еще не начиналось и вряд ли начнется в первом полугодии. Особо отмечу, что это не какие­-то дополнительные деньги, а часть той дотации, которую районы получали всегда как текущую финансовую помощь.

Еще одна проблема, которую необходимо решать, – изменение формулы определения индекса бюджетных расходов (ИБР) по каждой территории. Сегодня ИБР устанавливается формально, по укрупненным группам районов, без учета объективной потребности в текущих социально значимых расходах. Предлагаю на основе факта 2017 года провести анализ фактических текущих расходов по каждой территории и на этой основе установить объективный ИБР, а также законодательно установить  срок его регулярной актуализации через каждые три или пять лет.

Давно пора проанализировать социальные последствия «программы финансового оздоровления», которая стала главным механизмом сворачивания социальной сферы на селе и уничтожения любых проявлений социально ориентированной политики на местах. Многие проявления социальной напряженности в районах – прямой результат реализации этих самых «мер финансового оздоровления».

Тяжелым ударом по сбалансированности местных бюджетов стало резкое повышение размера МРОТ. При этом процент людей, зарплата которых привязана к МРОТ, в районах значительно выше, чем в городах. Первое новогоднее повышение было частично компенсировано – хотя сами деньги, которые мы выплачиваем с 1 января, к нам до сих пор не пришли, есть только утвержденные изменения в бюджет. С 1 мая произошло следующее, еще более масштабное повышение МРОТ. Вопрос об оказании помощи местным бюджетам на майское повышение минимальной зарплаты даже не обсуждался. Проблема нуждается в срочном решении.

Принятая пять лет назад методика межбюджетных отношений не соответствует новым позитивным подходам к развитию региона, которые проводятся в жизнь последние два года. Точно так же она не соответствует задачам по повышению качества жизни людей, изложенным в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Именно поэтому существующую методику необходимо изменить в пользу всех районов Тверской области, а значит, в пользу всех наших жителей. Мы живем в 2018 году, а не в 2013 – но, видимо, не все это до конца понимают, оставаясь сами и отбрасывая нас во вчерашний день.

Олег  ДУБОВ


Читайте также
Наследие. Усадьбы ждут возрождения

Наследие. Усадьбы ждут возрождения

Судьба старинных дворянских гнезд обсуждена на региональной научно-­практической конференции ...

ПМЭФ-2018: итоги участия тверской делегации в форуме

ПМЭФ-2018: итоги участия тверской делегации в форуме

Итоги участия Тверской области в форуме подвел сегодня на оперативном совещании Игорь Руденя ...

Итоги прохождения осенне-зимнего периода 2017-2018 годов подвели на  заседании областного Правительства

Итоги прохождения осенне-зимнего периода 2017-2018 годов подвели на заседании областного Правительства

Всего на подготовку объектов тепло и водоснабжения было направлено свыше четырёхсот миллионов рублей...

Яндекс.Метрика
Тверские ведомости