Четверг, 24 мая / 14:45

16+
Фамильное призвание

Фамильное призвание

Фамильное призвание

С Владимиром Ивановичем Непряевым, инженером-­инспектором ЗАО «Вагонкомплект», мы сидим в вечерний час за столиком в уютном кафе Дворца культуры «Металлист». Собеседник прихватил с собой и показывает мне документы из семейного архива – газетные вырезки, старые фотографии, расчетную книжку бабушки, трудовую книжку деда, заводской пропуск отца. И вспоминает, вспоминает… Так постепенно вырисовывается история семьи Непряевых, тесно связанная с Тверским вагоностроительным заводом.

Год рождения династии – 1943-­й
Дед и бабушка Владимира Ивановича по материнской линии – Николай Александрович и Антонина Сергеевна Спиридоновы – поступили на вагоностроительный завод в 1943 году. С этого времени и ведет отсчет династия Непряевых.
Дед в 1941 году ушел на фронт. Был тяжело ранен, долгое время провел в госпиталях. Демобилизован из действующей армии по ранению. До войны он был на оперативной работе в органах НКВД, инструктором­-собаководом, затем работал в горпищеторге. Здоровье не позволяло вернуться к прежнему месту службы. И дед устраивается на вагоностроительный завод заместителем начальника отдела рабочего снабжения. Поработать на этом месте довелось недолго – фронтовое ранение скоро свело в могилу.
В том же отделе в годы войны работала и бабушка – по торговой части, в одном из магазинов ОРСа. На пенсии занималась воспитанием внуков – детей двух своих дочерей. Один из этих внуков, Владимир Иванович Непряев, даже в воспоминаниях зовет Антонину Сергеевну так, как привык в детстве, – бабусей.

Конструктор «оборонки»
Старшая дочь Спиридоновых – Оксана – еще до оккупации города Калинина поступила в индустриальный техникум. С приходом фашистов семья эвакуировалась в Узбекистан, жила под Ташкентом. После освобождения родного города вернулись в Калинин, и Оксана продолжила учебу в техникуме. После его окончания по распределению была направлена конструктором на вагоностроительный завод.
Через некоторое время из конструкторского отдела была выделена группа специалистов для работы в новой структуре, получившей название Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения. В эту группу вошла и Оксана Николаевна.
Бюро конструировало вагоны специального назначения, которые служили не только для перевозки грозного оружия, но использовались и как стартовые площадки для пуска. В конструировании вагонов, укреплявших оборонный щит Родины, много десятилетий непосредственно участвовала и Оксана Николаевна. Ей посчастливилось видеть Сергея Павловича Королёва, который интересовался ходом создания специального подвижного состава на Калининском вагоностроительном заводе.
Владимир Иванович помнит, что мать была очень увлечена конструкторской работой и очень занята. Ее могли вызвать на завод во внеурочное время, когда был срочный заказ. Приходилось отрываться от семьи и в выходные.
В молодости мать успевала заниматься и общественной работой, избиралась секретарем комсомольской организации. По комсомольской линии и свела ее судьба с будущим супругом, работавшим в Заволжском райкоме ВЛКСМ. В 1950 году Оксана вышла замуж и стала носить фамилию Непряева.

Начальник вагоносборочного
Род Непряевых происходит из деревни Быково Рамешковского района. У родителей было четверо сыновей. Старший из них – Михаил Григорьевич Непряев – много лет водил составы по Октябрьской железной дороге. Владимир Иванович показывает газетную вырезку с публикацией о своем дяде: 140 тысяч километров без подъемочного ремонта – его достижение. В 1972 году машинист Михаил Непряев испытывал на Приднепровской железной дороге вагон­лабораторию с реактивным двигателем (головная часть стоит в виде памятника на площади Конституции), созданный на Калининском вагоностроительном заводе. В ходе испытаний «реактивный» вагон развивал скорость до 249 километров в час – фантастическая по тем временам скорость.
Еще один из братьев Непряевых, Василий, работал персональным водителем у председателя Калининского совнархоза Ивана Алексеевича Лукьянова (тоже, кстати, с 1950 по 1957 годы возглавлявшего вагоностроительный завод), потом – у директора экскаваторного завода Павла Борисовича Панкратова. Младший из братьев, Сергей, работал в локомотивном депо станции Калинин.
А вот Ивана Григорьевича Непряева хорошо помнят ветераны Тверского вагоностроительного завода. Двенадцать лет он возглавлял один из сложнейших цехов предприятия – вагоносборочный.
В цех Иван Григорьевич пришел уже в зрелом возрасте – в 1969 году. До этого была учеба в Центральной комсомольской школе, работа в комсомоле и в партийных органах. Бросали его и на подъем сельского хозяйства. Потрудился и в промышленности строительных материалов – главным инженером, затем – директором комбината строительных материалов № 2.
Но все это было уже после Великой Отечественной войны. В 1942 году 18-­летний Иван Непряев ушел на фронт. Воевал в составе 24­го отдельного ремонтно-­восстановительного линейного батальона связи. Боевое крещение получил под Ржевом. Закончил войну в Венгрии. Фронтовой связист был награжден медалью «За отвагу».
Начальник вагоносборочного цеха – это была трудная, ответственная должность. Иван Григорьевич считался жестким, требовательным руководителем. Либеральничать было и невозможно. Огромный коллектив, напряженная производственная программа: из цеха выходило до 1200 вагонов в год. И справлялись. Сын вспоминает, как доволен был Иван Григорьевич, когда в середине 1970­х уже 5 января партия вагонов пошла на обкатку – так ко времени был выполнен производственный задел в конце предыдущего года.
Наверное, Непряев поработал бы и еще на этой хлопотной должности, если бы не несчастный случай, непосредственно с производством не связанный, в котором Иван Григорьевич получил травму. И жена уговорила перейти на более спокойную работу. До выхода на пенсию Иван Григорьевич Непряев трудился заместителем директор завода по гражданской обороне и работником производственно-­диспетчерского отдела.

По стопам родителей
При такой занятости на работе Оксана Николаевна и Иван Григорьевич вырастили двоих сыновей. Младший, Владимир, пошел по стопам родителей. После школы окончил машиностроительный факультет Калининского политехнического института, получив специальность инженера-­механика. В 1978 году поступил на вагоностроительный завод. В холодно-­прессовом цехе работал вначале мастером, потом механиком. Три с половиной года трудился на своем заводе в службе государственной приемки (была такая структура на закате горбачевской перестройки).
В начале девяностых Владимир Иванович Непряев, поддавшись тогдашней моде, решил попробовать себя в коммерции. Период проб и ошибок растянулся на десятилетие, пока Непряев окончательно не почувствовал разочарование. Тяга к производству победила.
– В коммерческих структурах – свои нравы, свои порядки. Понял: это не мое, – признается Владимир Иванович. – Хотя опыт какой-­то приобрел, а любой опыт, как известно, лишним не бывает.
Непряев вернулся на знакомую территорию. Не на сам завод, а на Тверское производство тормозной аппаратуры, отпочковавшееся от материнского предприятия. Поработав здесь, перешел в «Вагонкомплект» – дочернее предприятие ОАО «Тверской вагоностроительный завод». На этом предприятии производят механическую обработку деталей и узлов не только для вагоностроительного завода, но и для других предприятий «Трансмашхолдинга». «Вагонкомплект» – предприятие серьезное, до тысячи работающих здесь трудится, оснащено современным оборудованием. И заказами обеспечено под завязку.
Владимир Непряев работает в системе качества инженером-­инспектором. Выполняет работу от имени заказчика.
– Наиболее ответственные узлы и детали проходят дополнительный контроль. Я участвую при их испытании и приемке, – объясняет мой собеседник. Судя по настроению, нынешним своим положением он вполне доволен.

Продолжатель династии
Младший сын Владимира Ивановича практически повторяет отцовскую стезю. Окончил тот же вуз – Тверской государственный технический университет, продолжает династию Непряевых на вагоностроительном заводе.
Хотя, немного поработав, ушел в другое место. Но там парню не приглянулось. По совету отца вернулся на вагоностроительный завод, в холодно­-прессовый цех – тот самый, где начинал свою трудовую биографию сам Владимир Иванович. Андрей Непряев, представитель уже четвертого поколения династии, работает в этом цехе штамповщиком.

Спортивная семья
Иван Григорьевич Непряев был заядлым спорт­
сменом. Это он приохотил сыновей к лыжам. Владимир Иванович тоже предан спорту. Кроме лыж, увлекается футболом, хоккеем, плаванием. Вместе с сыновьями играет в матчах Ночной хоккейной лиги.
Любовь к спорту – фамильная черта Непряевых. Внучатая племянница Владимира Ивановича, правнучка его дяди Михаила Григорьевича Наталья Непряева – известная в Твери и за ее пределами лыжница, кандидат в олимпийскую сборную России на зимних играх в Корее.
Племянник Владимира Ивановича, сын его старшего брата Иван Непряев входил в сборную страны по хоккею, бронзовый призер зимней Олимпиады в Турине. Выступал в известных хоккейных клубах «Локомотив», «Динамо», ЦСКА, СКА (Петербург) и других. Словом, без всякой натяжки можно сказать: Непряевы – спортивная семья.
Вот и прощаясь со мной у «Металлиста», Владимир Иванович заторопился не на диван – поближе к телевизору, а на каток.
Евгений ШИМИН
Фото пресс-­службы завода и из семейного архива

Читайте также
Минсельхоз подготовил отзыв на законопроект о запрете кальянов в кафе

Минсельхоз подготовил отзыв на законопроект о запрете кальянов в кафе

В адрес разработчика направили документ с критикой предложенных норм

В Тверской области сошел с рельсов грузовой вагон

В Тверской области сошел с рельсов грузовой вагон

К месту происшествия выехала оперативная группа 

Ржевский епископ Адриан побывал на предприятии «Софрино»

Ржевский епископ Адриан побывал на предприятии «Софрино»

Благочинным Ржевской епархии представилась замечательная возможность увидеть софринское производство...

Тверские ведомости