К 100-летию нашего земляка – Героя Советского Союза Николая Мишанова (1918–1983)
В большинстве случаев звание Героя Советского Союза присваивалось летчикам не за конкретный боевой эпизод, а по совокупности успешных воздушных боев с самолетами противника, бомбардировок войск и объектов и других операций.
Именно так летел к своей Золотой Звезде наш земляк летчик-бомбардировщик Николай Дмитриевич Мишанов. Он родился 1 декабря 1918 года в деревне Курово близ южной окраины Твери. Именно близкое расположение деревни к областному центру во многом определило его судьбу. Николай, окончив семилетку и потрудившись в совхозе, получил направление на учебу в город и, пройдя короткую стажировку, стал работать монтером на городской телефонной станции.
Но настоящую путевку в большую жизнь дал ему Калининский аэроклуб. После призыва в Красную Армию Николай окончил в 1940 году Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов и служил в бомбардировочном авиаполку в Киевском особом военном округе. Материальную часть полка в это время стали пополнять пикирующие бомбардировщики Пе-2. На этом самолете лейтенант Мишанов и влетел в сражения Великой Отечественной войны.
Боевое крещение молодой офицер получил на второй день войны на Владимир-Волынском направлении. В течение двух недель полк вел бомбардировки частей 11-й немецкой танковой дивизии. В четвертом бою его Пе-2 был подожжен вражескими истребителями и экипаж спасся на парашютах. Два месяца Мишанов оставался без самолета, наконец, в сентябре за ним закрепили новый Пе-2. Он стал интенсивно летать на разведку, вел попутное бомбометание в районе немецкого плацдарма на Десне. Самолетов катастрофически не хватало, и до конца года наш земляк совершил лишь несколько боевых вылетов.
Вскоре Мишанова перевели в 633-й бомбардировочный авиаполк, принявший участие в БарвенковскоЛозовской операции. Он стал командиром звена, освоил фотографирование объектов с воздуха, совершал вылеты на обнаружение вражеских колонн.
Тяжело переживал лейтенант Мишанов вторую, после «киевского котла», трагедию войск Юго-Западного фронта, когда майское наступление 1942 года на Харьков обернулось очередной катастрофой. Наши армии были окружены на барвенковском выступе сходящимися ударами вражеских танковых дивизий. Летчикам еле удалось вырваться из кольца и перебазироваться в ближний тыл.
В летописи 633-го авиаполка остался эпизод, когда 9 июня лейтенант Мишанов вылетел на разведку трех железнодорожных узлов: Барвенково, Изюм и Лозовая. Николай Дмитриевич был уже искушенным пилотом и применил маневр с учетом погоды и облачности. Над каждой станцией он, приглушив моторы, резко выходил из облаков, делал фотосъемку, снова уходил в облака и летел к следующей цели. Над последним объектом левый двигатель вышел из строя от зенитного огня, но Мишанов сумел возвратиться на одном моторе и доставить важные сведения.
В июле 1942 года гитлеровские войска устремились в большую излучину Дона. Начиналась грандиозная Сталинградская битва. Звено Мишанова перевели в состав 99-го бомбардировочного авиаполка майора Якобсона. Николай Дмитриевич практически ежедневно водил звено на бомбометание. 6 августа произошел драматичный эпизод. Его Пе-2 возвращался на аэродром после успешной штурмовки и в районе Калача был атакован тремя истребителями. Стрелок погиб, командир был ранен, а самолет получил несколько серьезных повреждений. Переведя машину в пике и сымитировав падение, Мишанов у самой земли выровнял самолет и дотянул до аэродрома, произведя посадку на фюзеляж. Несколько месяцев отважный летчик провел в госпитале, где и узнал о награждении орденом Красного Знамени.
19 ноября началось контрнаступление советских войск под Сталинградом. В декабреянваре вернувшийся в строй Мишанов участвовал в бомбардировках вражеских позиций в ключевых районах немецкой обороны, в том числе в самом городе. После освобождения Сталинграда наш земляк был награжден за отличие в боях орденом Отечественной войны 1й степени.
Вскоре Ставка в преддверии сражений на Курской дуге вывела из резерва 3-й бомбардировочный авиакорпус генерала Каравацкого, и в его 301-ю авиа-дивизию вошел полк, в котором воевал лейтенант Мишанов. В июне 1943 года он стал 96м гвардейским Сталинградским. Перед началом Курской битвы Николай Дмитриевич выполнил несколько успешных разведывательных вылетов. В эти дни ему присвоили звание гвардии старшего лейтенанта и назначили замкомандира эскадрильи. В этой должности Мишанов и вступил в сражения битвы, производя бомбометание по позициям противника, по его наступающим, а затем и отступающим войскам в июле-августе. А в сентябре он бомбил противника уже на территории Брянской и Черниговской областей.
В ходе битвы за Днепр осенью 1943 года 96-й бомбардировочный авиаполк сражался на правом фланге наступления, выполняя бомбардировки в районе Лютежского плацдарма, с которого наши войска пошли на освобождение Киева. За эти бои гвардии старший лейтенант Мишанов был награжден вторым орденом Красного Знамени.
Развивая успех, советские войска провели несколько наступательных операций на Правобережной Украине и юге Белоруссии. 12 января 1944 года Мишанов повел шестерку Пe-2 на бомбардировку в район белорусского города Калинковичи. На выходе из бомбометания их атаковали шесть немецких истребителей. Самолет Мишанова загорелся, сам он получил ранение, но долетел до своего аэродрома на горящей машине, спася и самолет, и экипаж. Приказом Верховного Главнокомандующего за отличия в боях за освобождение города Гомеля 301-й бомбардировочной авиадивизии полковника Федоренко было присвоено почетное наименование «Гомельская».
После двухмесячного лечения во фронтовом госпитале Николай Дмитриевич участвовал в июле 1944 года в Брестско-Люблинской операции, закончившейся освобождением Пинска и Бреста и завоеванием плацдарма за рекой Нарев недалеко от Варшавы. В сентябре в районе Наревского плацдарма его самолет был подбит зенитным огнем и Мишанов получил третье ранение, которое залечивал в медсанбате.
14 января 1945 года началась Висло-Одерская операция, и гвардии капитан Мишанов в течение двух месяцев вел бомбардировки территории Польши и Германии. За образцовое выполнение заданий командования при освобождении Варшавы 301-я штурмовая авиадивизия была награждена орденом Кутузова II степени, а ее 96-й авиаполк, в котором воевал капитан Мишанов, за овладение городом и крепостью Познань удостоился ордена Кутузова III степени.
Девять Пе-2 под командованием Мишанова бомбардировали 20 февраля железнодорожную станцию города Штеттина. Еще при подходе к цели наша группа попала под зенитный обстрел, но командир, несмотря на повреждение бензобака в его самолете, повел группу на цель. Накануне наступления войск 1-го Белорусского фронта в Восточной Померании нанесенный здесь врагу ущерб был особенно впечатляющим. Мишанов и в этот раз сумел благополучно совершить посадку на подбитом самолете.
После бомбардировки Штеттина его представили к званию Героя Советского Союза. К этому времени в свою боевую «копилку» он внес 169 боевых вылетов, участие в 38 групповых и 14 одиночных боях с истребителями противника, 2 сбитых вражеских самолета.
15 мая 1946 года гвардии капитану Николаю Дмитриевичу Мишанову было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 2874).
После войны Николай Дмитриевич окончил Военно-воздушную академию, служил заместителем командира бомбардировочного авиаполка, а затем в штабе ВВС Одесского военного округа. В 1965 году полковник Мишанов вышел в отставку и жил в Одессе, работал на домостроительном комбинате. Скончался 22 июля 1983 года. Его деятельная натура приносила много пользы и в мирное время: Николай Дмитриевич вел большую работу в Одесском городском Совете ветеранов войны и Героев Советского Союза.
Вячеслав ВОРОБЬЁВ