В этом году киноконцерну «Мосфильм» исполнилось 90 лет. За эти годы на «Мосфильме» было создано более 2500 полнометражных фильмов.
Здесь работали многие известные режиссеры, чьи картины вошли в «Золотой фонд отечественного и мирового киноискусства»: Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Григорий Александров, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов и другие.
Свой яркий след оставил на «Мосфильме» и режиссер Карен Георгиевич Шахназаров, который вот уже шестнадцатый год возглавляет знаменитый киноконцерн.
Карен Георгиевич создатель фильмов «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», «День полнолуния», «Яды, или Всемирная история отравлений», «Всадник по имени Смерть», «Палата № 6», «Белый тигр».
Вот уже шестнадцатый год кинорежиссер, заслуженный деятель искусств и народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий, заместитель председателя Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (перечень можно продолжать) Шахназаров является генеральным директором киноконцерна и вполне успешно справляется со своими непростыми обязанностями. Об этом, его связью с Тверской землей и многом другом мы и поговорили с ним в уютном служебном кабинете на Мосфильмовской улице Москвы.
– Карен Георгиевич, ситуация в мире сейчас неспокойная, подливает масла в огонь и Украина. Но поражает спокойствие и уверенность, с которыми держится наш Президент Владимир Владимирович Путин…
– Да, Путин контролирует ситуацию в стране, держится уверенно. Он достаточно ясно представляет наши возможности, и это вселяет оптимизм в людей. На наших глазах сегодня творится большая история!
– Свою первую творческую награду вы получили в 1982 году, став лауреатом литературной премии имени нашего земляка Бориса Полевого – за повесть «Курьер». Потом вы сняли по этому произведению нашумевший одноименный фильм и стали лауреатом Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых. Выходит, тверские страницы присутствуют в вашей биографии?
– Конечно! Повесть «Курьер» была первоначально опубликована в журнале «Юность». И вот по итогам 1982 года мне за это произведение была присуждена литературная премия имени Полевого, с которым в семидесятые годы я встречался. Но кроме него меня с Тверью связывают и киношные дела. Именно у вас, в селе Медное, сорок лет назад я снимал свою вгиковскую дипломную работу – короткометражный художественный фильм «Шире шаг, маэстро!» по Василию Шукшину. Неплохо тогда узнал и ваш областной центр, и его окрестности. А уже позже один эпизод фильма «Цареубийца» тоже снимал под Тверью. Натура у вас прекрасная, как и сама Тверь, расположенная недалеко от Москвы. Поэтому кинематографисты и облюбовали так ваши места! Кстати, в моей дипломной работе тогда снялся калининский актер Александр Сафронов. Это была его первая киноработа, потом он еще участвовал в моем первом полнометражном фильме комедии «Добряки». Помню, всю страну в советские годы покорил сыгранный Сафроновым Фридрих Энгельс из картины «Карл Маркс. Молодые годы». Передаю Александру Александровичу привет и наилучшие пожелания! Так что какаято связь с Тверской землей у меня действительно есть, хоть и родился я 62 года назад в Краснодаре.
– А как вы пришли в кино? Наверное, грезили о нем с детства?
– Кино я любил, как и все тогда. Но занимался живописью. И родители никакого отношения к кинематографу не имели. Отец был известным политологом, академиком, работал в партийных органах – очень интеллигентный, эрудированный человек, карабахский армянин. Мать – русская, родом из Нижнего Новгорода, окончила театроведческий факультет. Правда, по профессии практически не работала, в основном занимаясь домашним хозяйством. Сейчас она, слава Богу, еще жива. А я после школы, ни с кем не советуясь, взял и почемуто подал документы на режиссерский факультет во ВГИК. В институте попал в мастерскую Игоря Таланкина, был ассистентом своего преподавателя на съемках исторической драмы «Выбор цели», в которой было задействовано много известных актеров: Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Алла Демидова, Георгий Жжёнов… Но самым волнительным было для меня, студента, оказаться на съемочной площадке рядом с великим Сергеем Бондарчуком!
– Многое переняли от своего учителя? Не от него у вас такая тяга снимать разноплановые фильмы? Комедия, трагикомедия, фантасмагория, драма, мелодрама, историческая драма…
– Да, Игорь Васильевич Таланкин мне многое передал в смысле мастерства. Это был замечательный режиссер и педагог, ушедший от нас десять лет назад. Но это не значит, что я во всем старался копировать его. У каждого режиссера свой почерк, своя экранная судьба. Да, стараюсь работать в различных жанрах, и лично мне это интересно. Наверное, это свойство характера. Пока не знаю, какой будет моя следующая режиссерская работа. Может быть, и востребованная зрителем этакая похожая на жизнь мелодрама со счастливым концом. Ведь многие люди приходят в кинотеатр, чтобы отвлечься от своих проблем. Но искусство очень многообразно, и жесткие реалистические драмы тоже имеют право на существование. Каждый художник (как и любой человек) должен иметь возможность выражать свое «я». Лишь бы это было талантливо! Так считаю, потому что верю в разум людей – как кинорежиссеров, так и зрителей.
– Карен Георгиевич, с 1998 года вы возглавляете «Мосфильм». Наверное, будучи в течение длительного времени режиссеромпостановщиком киностудии, и не думали, что такое может случиться? Что было самым сложным за эти годы? Остается ли время на творчество?
– До меня директором «Мосфильма» был Владимир Николаевич Досталь, и я никогда не предполагал, что окажусь на его месте. Но он ушел по собственному желанию, и меня избрали руководителем киностудии. Согласился не сразу. Подумал – и все же решил попробовать. Вроде получилось! Самое главное – нам удалось модернизировать киностудию. Она сегодня очень современна и обеспечена необходимыми технологическими средствами, которые приобретали на собственные деньги. Их мы от государства практически ни на что не берем – зарабатываем сами! Разных налогов в прошлом году заплатили более чем на двести миллионов рублей. Даже и сказать сложно, откуда у меня появились эти управленческие навыки. Но уже начал входить во вкус! И даже интересно стало справляться с таким огромным производством, где тысячи работников, арендаторов, где высокие технологии, строительство, транспорт, ЖКХ… Конечно, без грамотных помощников тут не обойтись. Но как трудно бывает найти правильных людей! Порой уходят многие годы на то, чтобы рядом появился профессиональный и честный человек, способный закрыть ту или иную проблему. А потому и курсы бесплатные открыли, стали самостоятельно готовить необходимых для киностудии специалистов: механиков, ассистентов оператора, вторых операторов, инженеров, монтажников. Изза постоянной занятости в отпуск надолго уходить не удается. Но на творчество время все же нахожу. Сейчас вот продюсирую фильм о войне «Двое в степи» по Казакевичу и Симонову, который начинает снимать у нас молодой режиссер Сергей Попов.
– Видимо, эффективно руководить киноконцерном помогает и ваш большой режиссерский опыт?
– Наверное. Я изнутри знаю, что такое кино. Когда работаешь режиссером, сразу видишь, какие конкретные проблемы есть на киностудии для реализации того или иного проекта. Если все время будешь находиться в кабинете, то их не почувствуешь. Так что на месте мы не сидим, развиваемся по всем направлениям. Бог даст, и фильм свой еще сниму!
– Спасибо вам за интервью! Примите поздравления от всех многочисленных читателей нашей газеты с 90летием «Мосфильма», другими вашими нынешними личными профессиональными юбилеями. И дальше радуйте нас новыми высокохудожественными фильмами и сериалами! Крепкого здоровья вам, успехов и благополучия!
– Спасибо!
Валерий МАКАРЕВСКИЙ
Фото из коллекций «Мосфильма» и Александра САФРОНОВА