На встрече президента Владимира Путина с губернатором Игорем Руденей, которая прошла во вторник в Кремле, одной из обсуждаемых тем стало развитие в регионе вагоностроения. Глава государства поинтересовался использованием производственных мощностей Тверского вагоностроительного завода. «Загружены?» – спросил президент у губернатора. «Они не просто загружены, они загружены на среднесрочную перспективу. У них полная уверенность на 8–11 лет», – ответил Игорь Руденя.
Супер, просто класс
По словам генерального директора ОАО «Тверской вагоностроительный завод» Андрей Соловья, предприятие уверенно вышло из этапа кризиса:
— На сегодняшний день у нас большой портфель заказов. Это стало возможным благодаря государственной поддержке, а также личному участию президента Владимира Путина и губернатора Игоря Рудени, — подчеркнул он.
Путин был на Тверском вагоностроительном заводе два раза – в 2009-м и в январе прошлого года. Именно последний визит можно назвать переломной точкой в жизни предприятия. Сейчас цеха ТВЗ работают на полную мощь – у завода появились новые заказы. Соответственно, увеличилось число сотрудников и выросли зарплаты.
Президент дал поручение минтрансу и «РЖД» обеспечить загрузку производственных мощностей завода. Кроме того, в России введена нулевая ставка НДС на дальние пассажирские железнодорожные перевозки, что позволяет направлять высвобожденные средства на обновление подвижного состава.
В ходе своего январского визита Владимир Путин посетил цеха и осмотрел готовую продукцию: городской электропоезд нового поколения «Иволга», низкопольный трамвай и двухэтажные пассажирские вагоны. Президент восхитился:
— Супер, просто класс. Это мировой уровень, безусловно. И «Иволга» красивая, и трамваи мощные. Лучше даже, чем мировые образцы. Это радует нас, и пассажиров будет радовать.
Рабочие ТВЗ тогда пошутили: «Для нас поговорка «Ваш поезд ушел – лучший комплимент»! И такие комплименты заводу посыпались как из рога изобилия.
Пошло-поехало
Спустя месяц после визита президента в Тверь на Российском инвестиционном форуме в Сочи ОАО «ТВЗ» подписал беспрецедентный в истории отечественного вагоностроения семилетний контракт на поставку 3730 вагонов (в том числе принципиально новых разработок) для Федеральной пассажирской компании. Цена вопроса — 237 миллиардов рублей.
Как отметил на церемонии подписания контракта губернатор Игорь Руденя, «это уникальное соглашение – крупнейшее в истории Тверского вагоностроительного завода».
Долгосрочный договор разработан в соответствии с поручением президента Владимира Путина, распоряжением председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и решениями Минтранса России, а также с учетом проекта стратегии развития АО «ФПК» до 2030 года.
Теперь портфель заказов ТВЗ сформирован до конца 2025 года. Мощности предприятия загружены максимально.
Также недавно стало известно, что до конца ноября Тверской вагоностроительный завод изготовит 30 вагонов для Белорусской железной дороги. Первые вагоны производства ТВЗ прибудут на станцию Минск-Пассажирский.
11 июня ТВЗ заключил договор о поставке 63 вагонокомплектов казахстанской компании ТОО «Тульпар-Тальго». Первую партию из 25 вагонокомплектов завод отправит в Казахстан в июле. Последующие поставки запланированы на осень этого года. Сумма контракта превысила 3,5 млрд рублей.
В общем, пошло-поехало!
Кастрюли вместо вагонов
В такие перемены было трудно поверить еще недавно. Были времена, когда наш вагонзавод умирал и предприятию предлагали изготавливать вместо вагонов кастрюли. На заводе на раз-два подсчитали, что при их мощностях кастрюлями можно обеспечить за один день всю страну.
Как вспоминает бывший председатель профкома завода Виктор Кольцов, проблемы у предприятия начались в перестроечные времена. В 1993 году объем производства упал на 75%:
— Мы устраивали шествия, выходили на митинги: однажды наш профком, крупнейший в области, вывел на улицу 5 тысяч человек, — рассказывает Кольцов. — Надежда на то, что завод сможет выйти на прежние мощности, появилась, когда была принята государственная стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Но потом в стране грянул кризис, и об этом документе забыли.
Долгие годы вагонзавод справлялся с последствиями мирового финансового кризиса — едва выживал, постоянно рискуя кануть в лету. И это предприятие европейского уровня, с опытнейшими работниками, с трудовыми династиями. Новости оттуда всегда приходили тревожные: о массовых сокращениях, невыплате зарплат, о переводе рабочих не трехдневную рабочую неделю и пр. Но гигант стоял. Хоть и на пороге закрытия.
Наконец мы довольны
И вот все эти ужасы позади. ОАО «ТВЗ» буквально завален заказами. На ближайшее десятилетие точно.
— Я уже 25 лет здесь тружусь, — рассказывает сварщик ОАО «ТВЗ» Андрей Соколов. — Прошел все. Наконец, мы довольны. Зарплата достойная. Объемы производства растут. Есть перспектива. Наши семьи, жены, дети знают, что до 30 года мы имеем горизонт планирования.
На встрече с президентом Игорь Руденя передал ему слова благодарности от сотрудников завода. Сейчас Тверской вагонзавод обеспечивает работой более восьми с половиной тысяч жителей региона.
Ирина Николаева