По разным данным, американские компании тратят на обучение своих сотрудников в среднем до 50 млрд долларов, предприниматели во Франции – до 30 млрд долларов, а в Великобритании – до 40 млрд. При этом в Америке мировые корпорации обучают до 98% своих сотрудников, а в рядовых предприятиях обучаются за счет компании около трети персонала. Этому есть простое объяснение: во-первых, компании могут давать своим сотрудникам узкопрофильные знания и приземлить их на деятельность компании, а во-вторых, есть возможность контролировать обучение и результаты его прохождения у каждого сотрудника.
В России подобные программы только начали набирать обороты, и многие крупные организации уже инвестируют средства в развитие сотрудников. Одна из таких компаний, известных в Тверской области, – Tele2.
Директор по работе с персоналом макрорегиона «Центр» Tele2 Екатерина Елисеева рассказывает: «Для того чтобы сотрудники оператора имели возможность развиваться, в Tele2 действует проект дистанционного обучения – Level Up, он реализован на специально созданном для этого портале».
Важной особенностью проекта является то, что получать знания сотрудники могут не только с рабочих компьютеров в офисе, но и в любом удобном месте – дома или по пути в командировки, со своего смартфона или ноутбука.
Так, есть два направления тренингов:
- Онлайн. На портале все без исключения сотрудники могут пройти онлайн-курсы на разные тематики – навыки управления, коммуникативные навыки, личная эффективность и прочие. А также прослушать онлайн-лекции от спикеров Tele2 о современных технологиях и развитии компании.
- Очное обучение. Все руководители могут также записаться на очные тренинги у ведущих бизнес-тренеров – доступно 1 обучение в год на темы развития лидерства, инициативы, мышления, а также решения бизнес-кейсов.
Екатерина Елисеева также рассказала, что в ноябре прошлого года на портале открылась новая возможность – обучение менеджеров компании новейшим мировым практикам. Совместно с ведущей образовательной платформой Coursera Tele2 предоставляет сотрудникам возможность пройти тренинги в лучших мировых университетах, не выходя из дома. По итогам интервью с топ-менеджерами компания Tele2 определила ряд профессиональных областей — компетенций будущего. Был составлен каталог из 32 тренингов по таким темам, как Agile, Big Data, Design Thinking и другим, и сегодня по ним проводятся тренинги.
Интересно, что каждый из тренингов – будь то онлайн или очный курс, включает разбор реальных ситуаций, многие из которых приземлены к телеком-теме. Это позволяет дать сотрудникам не только теоретическую часть, но и обучить практике.
Кроме того, обучение входит в план развития профессиональных компетенций каждого сотрудника Tele2. Происходит это следующим образом – ежегодно совместно с руководителем формируется индивидуальный план развития (ИПР), который включает онлайн-курсы на портале, очные тренинги или работу в проектах компании. Это позволяет адресно развить нужные компетенции на текущем уровне или для перехода на новую должностную позицию.
Онлайн – все-таки, хорошо или плохо?
В чем же преимущество онлайн-системы обучения, такой, как в Tele2?
Во-первых, экономия бюджета: нет необходимости набирать и содержать штат внутренних тренеров. Не нужно калибровать тренинги. Веб-формат позволяет легко систематизировать, а каталог курсов дополнять или сужать программу обучения в зависимости от потребностей бизнеса.
Во-вторых, легкая отчетность. У руководителей есть возможность отслеживать, сколько коллег зарегистрировано в системе на сайте, сколько каждый из них прошел курсов, и каких именно. На этом основании при формировании планов развития каждого сотрудника можно опереться на рекомендуемые материалы.
Минусов же при таком подходе, собственно, нет. Однозначно, онлайн-обучение и доступно, и удобно, и просто в контроле. Не забудем и про экономию времени: нет необходимости комплектовать группы сотрудников по темам, состыковывать возможности каждого. Система доступна 24 часа из любой точки мира, где есть WiFi.
Ну и немного о нематериальной мотивации
Система позволяет распечатать сертификат, подтверждающий прохождение курса, и разметить его у себя на рабочем месте или сохранить для дальнейшей карьеры.
Кроме того, интерфейс программы обучения устроен очень дружелюбно, по принципу соцсети: можно собирать «лайки» за каждый тренинг, устраивать баттлы, приглашать коллегу посостязаться, т.е., так называемый, fun молодым сотрудникам гарантирован.
Дополнительно выстроенная иерархия в развитии персонала подразумевает целый ряд поощрительных призов, но кроме этого любой сотрудник, набравший определенное количество баллов, может выбрать для себя посещение очной программы обучения или же обучение на заочном курсе в мировом вузе (в системе Coursera).