Суббота, 21 апреля / 05:22

16+
Могила Марфы Посадницы

Могила Марфы Посадницы

Могила Марфы Посадницы

Она упокоена на погосте у церкви села Млёво – согласно местной легенде и утверждениям исследователей

Родился я в деревне Пальцево, что расположена километрах в пятнадцати от села Млёво Удомельского района. С самого детства наши бабушки рассказывали, что у Млёвской церкви похоронена Марфа Посадница. Считалась у нас она местной святой, и только со временем я узнал, кем была эта женщина.
Легенда эта родилась давно. В 1848 году ее упоминает в «Военно-­статистическом обозрении Российской империи (Тверская губерния, т. 4)» П.К. Услар: «Село Млёво. Вышневолоцкого уезда. На кладбище… по мнению некоторых исследователей Русских древностей, похоронена знаменитая Марфа Борецкая, Посадница Новгородская».

«Чудеса творятся…»

В 1906 году Н.К. Рерих снова упоминает об этой могиле:
«По Мcте, красивой, стоят городища. На Тверской стороне во Млеве был монастырь. Слышно, в нем скрывалась посадница Марфа. В нем жила четырнадцать лет. В нем и кончилась. Есть могила Марфы во Млеве. Тайне ее там схоронили. Уложили в цветной кафельный склеп. Прятали от врагов. Так считают. Уже сто лет думают так, и склеп не открыт до сих пор. Чудеса творятся у могилы Марфы. С разных концов новгородской земли туда идет народ. Со всеми болезнями, со всеми печалями. 

И помогает Марфа. Является посадница в черной одежде с белым платком на голове. Во сне является недугующим и посылает на могилу свою. Идут. Молятся. И выздоравливают. Марфа-­заступница! Марфа­-помощница всем новгородцам! Лукавым, не исполнившим обещания, Марфа мстит. Насылает печаль еще горшую. В старую книгу при млевской церкви иереи вписали длинный ряд чудес Марфы. Простодушно вписали вместе с известиями об урожаях, падежах, непогодах. С Тверской стороны не являются на могилу Марфы. Обаяние ее туда не проходит. К посаднице идут только от новгородских пятин. 

Идут, почему не знают. Служат молебны. Таинственный атавизм ведет новгородцев ко млевской могиле. Когда речь идет о национализме искусства, вспоминаю этот путь новгородцев. Мы мало различаем чванный пестрый национализм от мистики атавизма. Пустую оболочку – от внутренних нитей. Мешаются часто последовательности, племенная и родовая. Уже не смеемся, а только не доверяем перевоплощению. 

С недоумением подбираем «странные» случаи. Иногда страшимся их. Уже не бросаем их в кучу, огулом. То, что четверть века назад было только смешно, теперь наполняется особым значением. Новые границы проводятся в искусстве. 

Пестрый маскарад зипуна и мурмолки далеко отделяется от красот старины в верном их смысле. Привязные бороды остаются на крюках балагана. Перед истинным знанием отпадут грубые предрассудки. Новые глубины откроются для искусства и знания. Именно атавизм подскажет, как нужно любить то, что прекрасно для всех и всегда. Чарами атавизма открывается нам лучшее из прошлого. 

Заплаты бедности, нашивки шутовские нужно суметь снять. Надо суметь открыть в полном виде трогательный облик человеческих душ. Эти образы смутно являются во сне, – вехи этих путей наяву трудно открыть. Время строить сущность земли. Под землю не спрятать того, что нужно народу. Незнаемый никем склеп Новгород помнит. Славит хозяйку. Тайком служит молебен. Марфа, сильная духом, нам помоги».


«Находку старались держать в тайне»

На сайте «Туристический портал Тверской области» читаем:

«На старом кладбище возле стен Спасо­-Георгиевской церкви лежит огромный замшелый кусок темного камня, обнесенный оградой, внутри которой установлен простой металлический крест. Присмотревшись, на камне с трудом можно прочесть: «Лета 7 положенася преставися раба божия Марфа напа». 

Это местная святыня – могила Марфы Посадницы. Историки до сих пор не пришли к единому мнению: та ли это самая Марфа, жена новгородского посадника Исаака Борецкого, и вообще, Марфа ли здесь похоронена. Краеведом Н.А. Архангельским по «Писцовым книгам Бежецкой пятины» установлено, что в указанный период селом Млёво владела «Марфа Васильева жена Розстригина», и эта могила может принадлежать ей. 

Согласно надписи на плите, Марфа умерла в 1492 г. Нашли плиту в начале XIX в.: дворовые люди копали свежую могилу и случайно наткнулись на старинную плиту с надписью. Под ней был обнаружен кирпичный свод, который в ту пору вскрывать не стали. Находку старались держать в тайне, однако быстро разнесся слух, будто во Млёве найдено древнее захоронение, и со всех сторон стали стекаться любопытные. Сразу же подумали, что это может быть могила Марфы Посадницы».


«Марфа, крепкая духом…»

А вот что пишет член Союза журналистов России М.Е Гвоздева (сайт «Православные храмы Тверской земли»): «В 2004 году с помощью руководства и рабочих удомельской организации ООО «ГЭМ» могилу Марфы привели в порядок, возвели над ней открытую часовню. Несмотря на то, что Марфа Посадница не канонизирована, очень много людей приезжают на ее могилу, прикладываются к плите и получают по молитвам исцеление. При этом, как говорят, надо обязательно трижды сказать: «Марфа, крепкая духом, помоги мне», – и оставить на плите медные монетки.

Известны примеры исцеления даже от онкологических заболеваний. Одна жительница Удомли, у которой была опухоль, попросила о. Владимира: «Батюшка, можно я лягу на плиту?» Он ответил: «Делай что хочешь, если считаешь, что тебе это поможет». 

Она легла, приложившись крестом, на плиту и усердно помолилась. Через две недели, радостная, позвонила о. Владимиру и сказала: «Батюшка, сегодня подтвердилось, что у меня все прошло, нет болезни...». Марфа Посадница помогает не только в исцелении от болезней, но и в решении разных проблем – житейских, семейных, производственных. По любым вопросам, с которыми люди обращаются, припав к плите и искренне помолившись, Марфа всегда помогает. Но надо, чтобы те, кто к ней обращается и получает просимое, всегда благодарили за это Господа. В жизни Марфа была справедливая, но суровая. За это ее новгородцы уважали, почитали и после смерти мужа избрали новгородской посадницей».


Опровергатели

Я не задаю вопрос: лежит ли под могильной плитой Марфа Посадница, существовал ли Одиссей или есть ли жизнь на Марсе? Я просто упоминаю эту известную в наших местах историю и по мере своих сил и возможностей пытаюсь сам выяснить, какие исторические события с этим связаны и при каких обстоятельствах могла родиться эта легенда.

Но есть и другие исследователи, которые со своим подходом (дай волю – и раскопают могилу тайком, ради минутной известности!) пытаются опровергать наши местные предания, выставляя при этом людей, которые пытаются их сохранить, на посмешище.

Думаю, каждый, кто прочитает эту статью, сделает выводы – правда это или вымысел.

Леонид КОНСТАНТИНОВ, краевед

Тверские ведомости