Полярная экспедиция «Север без преград» преодолела 7600 километров на вездеходе тверского производства
После долгих скитаний «Шаман» вернулся домой. Эффектный вездеход вместе с командой из девяти смелых путешественников прошел непростое испытание. Он проехал 7600 км, из которых 3500 км по бездорожью. Маршрут проходил через Архангельск, Мезень, мыс Канин Нос (разделяет Белое и Баренцево моря), Нарьян-Мар, Усть-Цильму, Ухту, Мезень. Главная цель экстремального путешествия – проверить, на что способна новая отечественная техника. Сделано в Тверской области!
Колеса на Север
Путешествие стартовало в воскресенье 4 марта. В этот снежный день на Театральной площади команда тверских джиперов попрощалась с родными и отправилась в долгий путь.
Помимо двух «Шаманов» в команде покорителей Севера – внедорожник УАЗ 3303 «Головастик», а также квадроцикл CanAm Outlander 6X6 на гусеницах.
«Шаманов» создали в Тверской области – на заводе «Авторос» в Конаковском районе. Здесь делается все: начиная от идей и чертежей и заканчивая сборкой.
Действительно, с пульта управления пилот может развернуть колеса «Шамана» на 180 градусов. Поэтому техника способна ездить даже боком – так называемая система «Краб». Машина вмещает до 12 человек и может работать в автономном режиме несколько суток. Здесь есть и мультиварки, и термосы, и постель можно разложить.
– По сути, это первый поход, когда из центра России до мыса Канин Нос дошла техника на колесах. И технике было даже в чем-то скучно – все препятствия преодолены на одном дыхании, – делится впечатлениями член экспедиции путешественник Константин Петров. Действительно, лучше всего свое необычное путешествие описать могут только сами участники экспедиции. Им и слово. Представляем выдержки из походных заметок.
4 марта: «Первую сотню километров ехали в сильную метель, по асфальту металась поземка, лобовое стекло залепляло снегом, дворники обмерзали, однако после Бежецка погода наладилась. В Вологодской области дороги оказались во льду, но вездеходы шли по ним довольно уверенно, сказывались вес машин, количество колес. Возглавляет колонну «Головастик» Павлова (многократного чемпиона России по автоспорту, известного путешественника Евгения Павлова. – Прим. авт.), за ним следует экипаж механиков, замыкает небольшую колонну экипаж журналистов. Едем дружно, хотя и не быстро: крейсерская скорость 55–60 км/ч. Впереди еще более 1000 верст – поход еще только в самом начале».
В пути, пока это было возможно, экспедиция пользовалась «благами цивилизации», останавливаясь на ночлег в гостиницах. Но на каждый новый день – четкий план по километражу. Сбиваться с графика нельзя, тем более что нередки и такие остановки, как у деревни Самодед, трасса Каргополь – Прокшино:
6 марта: «Оттормаживается иномарка, выходят два мужика: «Российского производства?! Да ладно… А сфотографировать можно?»
Именно таким образом, прямо по пути на Север, белый «Шаман» нашел своего хозяина – вездеход выкупили. Его экипаж принял красный «Шаман». Путешествие продолжается.
На Нос!
9 марта: «Проснулись даже раньше, чем надо. Переехав реку Мезень, попали в Каменку. У гостеприимных местных жителей, неравнодушных к оффроуду, позавтракали блинами с морошковым вареньем. Потом сделали радиальный выезд в село Долгощелье, километров за 35. Красиво стоит селение, приятны его улицы с настоящими северными домами (можно было и в музей «Малые Корелы» не ходить), но, чтобы прочувствовать весь колорит северного жития-бытия основательно, конечно, тут надо побыть подольше. Мы же сделали несколько фото и отправились в обратный путь».
В дороге экспедицию ждало много интересного. Впрочем, музей «Малые Корелы», где собраны памятники деревянного зодчества со всего края, путешественники тоже посетили. Север впечатлил членов экспедиции культурой и природой, но прежде всего – людьми.
– Основную часть маршрута, которая проходила по бездорожью, «Шаман» был нашим домом на колесах. Здесь приходилось жить, спать, питаться. Но мы также делали остановки – то в воинской части, то в домах местных жителей, которые с удовольствием нас встречали. Северяне очень душевные люди, всегда готовые помочь, в беде не бросят. Также впечатляет северная природа – ее очень сложно с чем-то сравнивать. Это что-то особенное, – рассказывает путешественник Константин Петров.
12–14 марта: «Канин Нос наш! Еще вчера, 12 марта, в 5 утра пришли к маяку. Техника и люди выдержали. Дорога от Шойны была не особо сложной, разве что в кромешной тьме, на которую пришлась большая часть перехода, было нелегко сориентироваться, но ведь есть навигатор! Лед на реках крепкий – переехали без проблем, хотя поначалу были мысли уйти подальше от моря, чтобы перебраться на другой берег более безопасно. Потом уже выезжали на лед речек и ручьев без опаски. Пугали нас «пыхами» – расщелинами, заметенными снегом, но мы их как-то не заметили. Но в пухляках «Шаман» пару раз подсаживался, несмотря на свои разлапистые колеса, однако при помощи «квадрика», используемого в качестве якоря для задней лебедки, легко удавалось выбраться из засады. Самое сложное место – крутой подъем на выезде с реки Большая Бугряница. В несколько приемов «Шаман» его взял, стартуя с натоптанного следа».
А после у покорителей Севера был короткий отдых, и 20 марта – снова в путь. Теперь обратный.
30 марта: «Экспедиция «Север без преград» завершилась…», «Шаман» возвращается в гараж родного завода. Оркестр играет задорную «Команду молодости нашей».
Наталья КАПРАЛОВА
Фото Михаила ЛАСТОЧКИНА