Темам православного миссионерства была посвящена конференция, состоявшаяся в Твери
23 мая в актовом зале Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора миссионерским отделом Тверской епархии была проведена конференция, посвященная проблеме распространения неоязычества в современной России: «Христианство и неоязыческое мировоззрение. Современная проблематика».
Конференцию открыл приветственным словом председатель миссионерского отдела Тверской епархии протоиерей Александр Шабанов. Он отметил, что проблемы, с которыми сталкивается современный миссионер, укоренены в слабой информационной и религиоведческой подготовке людей, особенно молодежи:
– Современный человек постоянно сталкивается с миром идей и часто не может проанализировать ту информационную пищу, которая ему предлагается ежедневно, – отметил протоиерей Александр Шабанов. – И задача Церкви – вовремя предупредить об опасности, дать иногда упреждающий ответ на запрос об этом.
Что же такое неоязычество? В настоящее время это понятие включает в себя достаточно большой конгломерат сект и секточек, которые чаще всего декларируют идеи «возвращения» к религии дохристианской, языческой Руси (обычно придумывая эту религию сообразно со своими собственными представлениями о ней, потому что подлинных письменных источников по славянскому язычеству ничтожно мало). Несколько меньше стало в последнее время адептов язычества восточного образца, приверженцев адаптированных для европейского человека неоязыческих культов Востока (Японии, Индии и Китая). Но есть и они – и многие весьма влиятельны в современном обществе.
Как правило, главная аудитория вербовщиков сект – молодые люди, ищущие, переживающие сложный момент жизни, проходящие путь взросления. Многие из них пытаются найти дорогу в Церковь, но попадаются на уловку сектантов, которые уверяют, что у них есть нечто более «аутентичное», более «русское». Поначалу они не настраивают своих адептов против церкви. Но чуть позже, став уже убежденными неоязычниками, они, как правило, начинают вести себя жестко и агрессивно против православия.
– Ложь, что язычество полян, вятичей, кривичей было исконной религией русского народа, – говорит крупнейший исследователь современного сектантства, профессор православного Свято-Тихоновского государственного университета Александр Дворкин. – Русский народ родился из крещальной купели святого князя Владимира, и именно православие сформировало русскую культуру, русское искусство, русскую литературу…
Большой интерес вызвали также живые и яркие доклады известных современных миссионеров: председателя миссионерского отдела Санкт-Петербургской и Ладожской епархии протоиерея Георгия Иоффе, пресс-секретаря Тверской епархии, руководителя информационной службы Тверской митрополии иерея Максима Мищенко и особенно кандидата философских наук, кимрского протоиерея Алексея Шевчука. По окончании выступлений участников развернулась интересная дискуссия.
Павел ИВАНОВ