«Самое главное» – это проект о самом главном, в котором незрячие люди помогают зрячим увидеть, как выглядит невидимое. Куратор проекта и его идейный вдохновитель – Анастасия Каменская. Это лишь одна из ее воплощенных идей, и, конечно же, не последняя.
Что такое «невидимое»? В мире есть нечто, что нельзя увидеть, но в существовании чего никто из нас не сомневается. В жизни каждого человека это невидимое занимает огромное место, возможно, самое важное. На нем по большому счету и строится весь наш мир. Это так называемые абстрактные понятия и категории: добро и зло, любовь и ненависть, счастье и горе, одиночество, страх, любопытство, вдохновение, знание, совесть и т.п.
Проект «Самое главное» как раз и должен ответить на вопрос о том, как выглядят эти важные для каждого невидимые вещи. Самое любопытное, что незрячие или слабовидящие люди, подростки и дети, должны были помочь зрячим увидеть это невидимое благодаря своему творчеству.
– Многие приняли участие в организации и реализации проекта. Это и фонд поддержки гражданских инициатив «Архангел», и Тверское отделение Всероссийского общества слепых, а также студенты филологического факультета ТвГУ, наши волонтеры и семьи наших авторов, – рассказывает Анастасия Каменская.
Выставка проходит в Центре детского и семейного чтения им. Пушкина. Почему именно здесь? Девушка призналась, что сначала пыталась выбрать какой-нибудь один из самых престижных выставочных залов Твери. Но домашняя и уютная атмосфера детской библиотеки както больше располагает к просмотру созданных ребятами скульптур.
Настя провела для меня небольшую экскурсию по выставке. Объяснила, что задумка проекта возникла из цитаты Антуана де Сент-Экзюпери: «Вот мой секрет, он прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Девушка рассказала, что участников проекта попросили изобразить в скульптуре незримые абстрактные понятия и придумать объяснение, почему каждая из скульптур именно такова. И каждый из ребят действительно почувствовал в себе художника и отправился в самостоятельное творческое плавание.
– А мы старались никого и ни в чем не ограничивать. В итоге у нас получилось множество скульптур, которые перед вами. Кто-то из авторов немного видит этот мир, кто-то вот уже много лет его не видит, кто-то не видел его вообще никогда, – пояснила мой экскурсовод.
Анастасия уверена, что каждый человек – это творец. Поэтому ей захотелось, чтобы никто не остался безучастным зрителем выставки. Возле каждой скульптуры разложены листы бумаги с вопросами. Эти вопросы касаются скульптур. Каждый посетитель может поделиться своими мыслями об увиденном, пофантазировать о том, что бы он сделал, если бы был скульптором. Тем более самим авторам крайне интересно узнать, как поняли их работы зрители.
Один из первых экспонатов, который нас встречает, – это осьмирук Федя, работа Саши Звоновой. Девушке недавно исполнилось 15 лет, она ничего не видит с самого рождения. Однако ей удалось сотворить удивительно популярную скульптуру. Говорят даже, что если Федю потрогать за лапку, то это принесет удачу. У Саши здесь также работы «Голубая фея» и «Синий кит». Фантазия девушки работает, хотя в жизни она не видела не только голубого – никакого света. Тут же читаю чью-то рецензию об осьмируке Феде: «Я думаю, что это скульптура о том, что неплохо бы иметь много рук. Я недавно стала мамой, и иметь много рук не стало бы лишним». А вот еще чье-то детское высказывание: «Я думаю, что Федя живет в воде, воздухе, аквариуме или холодильнике».
– В конце выставки мы соберем все это облако интерпретаций, чтобы поразмышлять над ними, – говорит Анастасия. – По-моему, люди просто изголодались по тому, чтобы выразить свое мнение. Вы знаете, я была просто поражена, когда пришла открывать выставку. Все опросные листы были уже исписаны.
Со слов Насти, хотя авторы никогда и не имели художественной практики, они очень быстро разделились на реалистов, модернистов, сюрреалистов и концептуалистов. Тут работы на любой вкус. Причем дети есть дети. Два стеклянных куба, например, пусты. Кот Барсик, по легенде, сбежал, а черепаха уползла, оставив записки; экспонаты мы сможем найти по соседству.
Многие работы заставили зрителей задуматься и поразмышлять. Так, например, о «Бегуне» оставлена запись, что это скульптура о человеке с таким большим сердцем, которое в этого человека даже не вмещается. Может, и так. Настя подводит меня к окну, напротив которого выставлены ажурные и прозрачные скульптуры. Бросается в глаза работа «Мост», некая аллегория. Про нее оставлено такое мнение: «Многозначная скульптура, мост одновременно разделяет и соединяет двух людей. Связь, контакт есть, но они должны пройти этот мост навстречу друг другу».
Полет мысли юных творцов поневоле как бы и самого зрителя заставляет воспарить над этим миром. Вот скульптура «Кто дает человеку крылья». Люди держат руки друг у друга на плечах, но эти руки превращаются в крылья другого человека. И этот сюжет родился в голове совершенно слепого парнишки. А вот скульптура Александра Шлыкова «Человек, мечтающий о полете». «Люблю ее, она вся такая воздушная, в движении, динамичная», – комментирует Настя. Впрочем, как говорится, лучше один раз увидеть… Поэтому тем, кто заинтересовался, стоит до конца мая посетить выставку.
Логотипом выставки Анастасия выбрала «сердечко в зрачке», что довольно символично.
Действительно, «зорко одно лишь сердце». Особенно если это сердце ребенка, неравнодушного к окружающему миру, да к тому же которому не суждено в полноте красок увидеть этот мир. По концепции проекта после выставки созданные скульптуры могут украсить различные городские общественные пространства, готовые их приютить. Такие, например, как библиотека, университет, школа…
И еще, может быть, самое главное. Проект «Самое главное» – это попытка переосмысления актуального сегодня понятия «арт-терапия». Что это значит? Как объяснила Анастасия, арт-терапевтические практики, в которых принимают участие люди с теми или иными нарушениями здоровья, отличаются сегодня одной неприятной особенностью. Объекты, появляющиеся в результате сеансов арт-терапии, как правило, не рассматриваются в качестве произведений искусства. Считается, что в арт-терапии самое важное – сам процесс. Самозабвенное погружение человека в стихию искусства, а не результат – произведение искусства. Проект «Самое главное», возможно, изменит эту тенденцию пренебрежительного и высокомерного отношения к тому, что создается в рамках сеансов арт-терапии. Участие в проекте дает возможность людям создать произведения, которые будут обладать ценностью сами по себе. Нечто важное, нужное и серьезное. Выставка скульптур незрячих и слабовидящих авторов, юных дарований, – достойный аргумент в пользу этого.
Александр ХОХЛОВ
Фото Анастасии Чистяковой