Как поется в известной детской песенке, «нам любые дороги дороги». А уж если они в порядке… 357 километров дорог, а именно 208 км региональной дорожной сети и 149 км – местной, введено в эксплуатацию в 2017 году. Эти цифры в 2,5 раза превышают показатели 2016 года и в 5 раз – 2015-го. Начало нового года – время подвести итоги ремонтной кампании в Тверском регионе. Что сделано и какие дороги в очереди на ремонт?
Ремонт на рекорд
Завершившийся дорожно-строительный сезон можно назвать рекордным не только по количеству отремонтированных километров дорог, но и по объемам финансирования. Сумма дорожного фонда составила 8 миллиардов рублей, что почти в два раза больше по сравнению с 2016 годом. Работы велись на 178 объектах региональной и местной сети дорог.
В приоритете программы работ – дороги опорной сети с высокой интенсивностью движения, сразу объявил губернатор Игорь Руденя:
– Главная задача – привести в надлежащее состояние нашу опорную сеть. В числе приоритетов также дороги к туристическим объектам. Третье направление – дороги, которые активно используются населением.
В частности, в надлежащее состояние приведены участки важнейших транспортных артерий региона: «Москва – Санкт-Петербург» – Конаково – Иваньково», «Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец», «Москва – Рига» – Андреаполь – Пено – Хитино», «Устюжна – Сандово – Молоково – Хабоцкое», «Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна» на выезде из областного центра. Это дороги первого класса, соединяющие между собой соседние субъекты и обеспечивающие выход к федеральным трассам.
Параллельно правительство Тверской области, делающее ставку на туризм и привлечение инвесторов, взялось за ремонт путей к основным туристическим маршрутам региона. В 2017 году в направлении Селигера привели в порядок дороги «Торжок – Осташков», «Осташков – Селижарово – Ржев», а также дорогу «Вышний Волочёк – Есеновичи – Кувшиново», которая позволяет сократить путь из Санкт-Петербурга и Великого Новгорода в Осташковский район.
В Селижаровском районе отремонтировали дорогу к Оковецкому святому источнику («Селижарово – Оковцы – Малое Ананкино»), в Старицком – к храму Преображения Господня, расположенному в селе Красное («Братково – Красное»).
В границах туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский» в Конаковском районе реконструировали подъезд к поселку Шоша. Средства выделялись в рамках федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма.
По области – на машине
Отдельный список объектов был сформирован по поручениям Игоря Рудени на основании обращений граждан. Так, отремонтировали дороги «Бологое – Кемцы – Березовский Рядок», «Бежецк – Поречье», «Москва – Рига» – Глазомичи», «Черногубово – Андрианово». Последнюю планировали отремонтировать еще в 2016 году, однако победитель аукциона – ООО «Ренессанс» – к работам так и не приступил. Поэтому дорогу пришлось снова вносить в программу дорожных работ, после чего проводить предусмотренные законом конкурсные процедуры.
Что касается местных дорог, впервые средства распределили по 12 направлениям, среди которых – строительство и ремонт дорог, ремонт дворовых территорий, выделение субсидий отдельным муниципалитетам (Осташков, Тверь, Вышний Волочёк, Удомельский городской округ). Так, например, в Твери, Кимрах, Осташкове отремонтировали по 12 километров улично-дорожной сети, в Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе – 16,6 километра. В прошлом году объем финансовой поддержки муниципальных образований составил 1,161 миллиарда рублей – в 2,8 раза больше, чем в 2016м. Субсидии из областного дорожного фонда предоставлялись на условиях софинансирования с местными бюджетами.
Масштабная реконструкция коснулась и искусственных сооружений. Отремонтировали все четыре моста на автодороге «Москва – Санкт-Петербург» – Конаково – Иваньково»: через реки Дойбица, Гусевка, Инюха и Сучок. Также в Бежецком районе реконструировали мост через реку Уйвешь, расположенный на автодороге «Тверь – Бежецк – Весьегонск – Устюжна». В конце 2017 года начались работы еще на двух мостах – через реки Осуга и Песка в Кувшиновском и Торопецком районах. Оба объекта являются переходящими и должны быть введены в эксплуатацию в этом году.
Регенерация началась
Важно рассказать о технологиях дорожно-строительных работ. Так, дорогу от М10 до Конакова отремонтировали по технологии регенерации, главное преимущество которой заключается в увеличении срока службы дорожного покрытия при максимально эффективном использовании бюджетных средств. Регенерация подразумевает под собой переработку старого асфальтобетона с восстановлением его свойств. То есть существующее асфальтобетонное покрытие фрезеруют, после чего укладывают три слоя нового: регенерируемый, выравнивающий и верхний.
Работы на объекте велись подрядной организацией ООО «Технострой». Подрядчиком рядом с местом производства работ были смонтированы необходимые передвижные конструкции: дробильно-сортировочная установка для производства щебня нужной фракции, установка для приготовления асфальтогранулобетонной смеси (для укладки нижнего регенерируемого слоя) и асфальтобетонный завод. Подвоз необходимых инертных материалов осуществлялся в круглосуточном режиме. Щебень доставляли баржами из Карелии (он считается наиболее прочным и обеспечивает высокую адгезию – сцепление с битумом).
Помимо устройства трехслойного асфальтобетонного покрытия, на объекте вырубили кустарник в полосе отвода, укрепили обочины, отремонтировали 40 железобетонных труб; устроили 33 примыкания и съезда, 27 автобусных остановок. Для обеспечения безопасности дорожного движения установили барьерное ограждение, сигнальные столбики, дорожные знаки, а также нанесли разметку термопластиком.
Тверской регион сплел сеть из более 15 тыс. км региональных дорог. И это не считая федеральных трасс. По грунтовке, щебню, асфальту мы добираемся до самых отдаленных районов самой большой области в ЦФО. Дорогами, которые нас объединяют.
Наталья АЛЕКСАНДРОВА
Фото автора и из архива ГКУ «Дирекция ТДФ»