Добро пожаловать!

В Твери 19 октября, четверг 17:44
Погода

«Крымская весна» Ивана Демидова

23.05.2014 | 10:28

Директор «Тверьгосфильмофонда» пишет проникновенные стихи

https://vedtver.ru/issue/36111

Знакомство с Иваном Демидовым состоялось при необычных обстоятельствах. Он, будучи уже тогда директором Тверьгосфильмофонда, занимал кабинет почти под куполом Троицкой церкви, превращенной в советское время в фильмохранилище. 

Это сегодня пространство старинного храма можно увидеть во всей красе, а тогда Иван Владимирович вел наверх по узкой лестнице, отпирал дверь, чтобы перед взором открылось все подкупольное великолепие, исполненное художниками начала XIX века.

Он тогда мечтал переехать из церкви, показывая, как признак времени, отваливавшуюся в своем кабинете на оконном откосе штукатурку, под которой виднелась старинная гризайль.

«Я живу в ирреальном мире, мире грез, мире снов, мире слов»… Есть у него такие строки.

Демидов – это человек­оркестр, удивительной способности организатор, поспевающий везде. Он и директор учреждения культуры, и поэт, и ведущий творческих вечеров, и участник круглых столов и семинаров по вопросам культуры, и член жюри кинофестивалей.

Родился Иван Демидов в семье учителей, в деревне Лаптиха Бежецкого района. Генетический багаж Демидова – как сундук с сокровищами. В нем есть все, начиная от прабабки Александры, которая мешок с картошкой под мышкой таскала, заканчивая мамой­блокадницей. Уже после войны она – учитель математики и физики, а отец­фронтовик преподавал русский язык и литературу.

– Они были настолько органичны, что своим примером разбивали представление о противостоянии физиков и лириков, – говорит Иван Владимирович.

Мать пережила блокаду Ленинграда, смогла выкарабкаться из голодной комы благодаря близким, отец ушел на войну добровольцем в 17 лет, воевал в десантных войсках, форсировал Днепр, был ранен, закончил войну в Праге 10 мая. О войне не любил рассказывать, Иван Владимирович жалеет, что не настаивал, не спрашивал.

– Ему было о чем молчать. Он на передовой воевал, а там и расстрелы изменников, и гибель друзей. Отец с войны принес в себе осколок, который лучше всякого синоптика предсказывал плохую погоду.

Лаптиха (ударение на «и») стоит сегодня «из последних сил», и если в ней что­то не изменилось, так это только природа. Демидов там сейчас редкий гость.

– Когда я приезжаю в деревню, я растворяюсь в ней, я там звезды вижу, от которых уже отвык, птиц слышу, – говорит он. – Город угнетает бесконечной гонкой, от которой пыль столбом.

Детство («Детство золотое – беззаботный сон») – это тот духовный багаж, который неиссякаем в человеке. Для Демидова детство – это и астма, из­за которой родители оберегали его больше остальных, и книги, которые он читал, облокотившись на забор.

– Из­за болезни я и начал писать стихи, потому что время свободное – время дурное. Его нужно было чем­то заполнять.

«Урожайчик мелкий, урожай плохой, здесь коров не доят и быков не дой».

Этот свой первый стишок, написанный на фоне «кукурузных планов», Демидов помнит отчетливо. Та первая тетрадка со стихами, которую он прятал под порогом, сгорела вместе с домом. Из­за астмы его не взяли в армию, а он читал книги про Че Гевару, который тоже был астматиком, и понимал, что даже с этой болезнью можно жить и творить великие дела.

С красным дипломом Демидов окончил режиссерское отделение Калининского культурно­просветительного училища, два года работал в областном научно­методическом центре культпросветработы, потом – в политехническом институте. За успехи в подготовке «Студенческих весен» был замечен и впоследствии стал комсомольским секретарем политеха, а в 1981 году уже работал в обкоме комсомола, четыре года командовал областным студенческим отрядом.

После нашей встречи Иван Демидов как раз собирался на празднование 95­летней годовщины калининского комсомола, надеялся увидеть старых друзей.

Демидов, что свойственно поэтам, глубоко любит Родину, поэтому очень вдохновлен сегодняшней «крымской весной».

– Это очень важно, когда есть не только любовь к Родине, но и вера в нее. Мы были воспитаны на этом. У моего отца, как комсомольца, в бою была главная привилегия – умереть первым.

Иван Владимирович сохраняет то четкое представление о нравственности, которое сегодня нивелируется. Он не терпит компромиссов в вопросах морали, поэтому и не смог удержаться в бизнесе, в который ушел в начале 1990­х, думая, что там можно будет честно зарабатывать деньги. Впоследствии ушел с поста начальника городского отдела культуры...

Вот уже 12 лет он возглавляет Тверьгосфильмофонд – организацию бесконечно важную для культуры региона, но как будто существующую по остаточному принципу. В ситуации, когда кинопрокат терпит колоссальные изменения (и не в лучшую сторону), Демидов держит фильмофонд, проводит интереснейшие фестивали, вытаскивает из душной Москвы в Тверь кинозвезд и премьеры новых картин. Он понимает важность кинематографа и всю трагедию его сегодняшнего состояния, особенно касательно детского кино. Парадоксально, но в здании Троицкой церкви был даже свой маленький кинозал, а в современной Твери для «государственного» проката кинотеатра не нашлось. Сегодня муниципальные здания кинотеатров распродаются или используются для торговли шубами.

В этом Демидов, как человек думающий, не может не видеть целенаправленной коммерциализации всей системы проката. Он вообще человек, мыслящий масштабно.

У Демидова, как у всякого, кто вырос в деревне, ощущение собственной страны обостренное. Львиная доля его поэтического творчества – это именно переживание Родины. Он много говорит о «крымской весне», и в его разговорах ощущается радость взрослого человека, для которого эта радость стала полной неожиданностью. Его стихи об этом мы обязательно прочитаем.

А еще у Демидова есть отличное качество, которое держит вокруг него множество совершенно разных людей. Он радуется встречам с людьми, он искренен в своей приветливости, поэтому дружить с ним – огромное удовольствие, хотя, как любой поэт (и это можно прочесть в его стихах), Демидов не может быть не одиноким внутри себя:

Я колокольным стану

 звоном,

Рябиной около плетня,

Чтоб хлопья снега

 невесомо

Летели вдаль и сквозь

 меня…

 

Три вопроса Ивану Демидову

– Почему поэзия, а не проза?

– Проза требует системности, работы даже без вдохновения, а я писать без последнего не могу.

– О ком бы вы хотели снять кино?

– О Жоресе Алфереве. Такого человека нужно было носить на руках.

– Самое лучшее человеческое качество?

 

– Доброта и порядочность.

Александр ДЫЛЕВСКИЙ

Фото автора

Читайте последние новости Твери в соц. сетях:

Александр ДЫЛЕВСКИЙ



Комментарии:

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или войдите под своей учетной записью.

Читайте также:



- Свежий номер -

- Видео -



- Акция -