Добро пожаловать!

В Твери 28 июля, пятница 15:45
Погода

Земля мастеров

17.05.2017 | 10:33

Традиционные промыслы и ремесла могут стать региональным брендом и подспорьем для экономики Тверской области

https://vedtver.ru/issue/83507

Тема, о которой писать легко и очень трудно одновременно, – народные художественные промыслы. Как рассказать о них просто и доступно? Как назвать и хотя бы кратко охарактеризовать каждый?

Если вести речь издалека, вспомним: еще в средние века в Верхневолжье сложились центры ремесленного производства. В новое время они развивались, обогащались художественными традициями и приемами. Торговые связи с сопредельными территориями росли, возрастал спрос на товары на внутреннем рынке. Каждый из уездов Тверской губернии и соседних территорий, вошедших в современную Тверскую область, имел свои центры народного традиционного искусства. Большинство из них – уже история. Очень грустно это сознавать, но, увы, ремесло неизбежно проигрывает в соревновании с фабричными изделиями. Лишь в одном случае оно имеет шанс стать настоящим подспорьем местной экономике – при развитом внутреннем и внешнем туризме, формирующем спрос на изделия ручной работы. Однако для возрождения таких промыслов в новых условиях требуется время.

 

Шиты золотом…

Хотя, несомненно, один из них назовет уже сейчас каждый житель нашей области. Правда, этот промысел давно перешагнул рамки просто традиционного ремесла. Речь идет, конечно, о торжокских золотошвеях. Их искусству, как считается, более семи веков. Самые древние образцы золотного шитья обнаружены в археологических слоях XII столетия.

Золотошвеи расшивали одежду для особ императорских фамилий.

Руками торжокских мастериц было расшито золотом и серебром бальное платье для Екатерины II, а когда понадобилось вышивать порфиру для коронации Александра II, из Торжка в Петербург были привезены тридцать лучших мастериц.

Побывав в Торжке, А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому: «Получала ли княгиня поясы и письмо мое из Торжка?… Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы». И сегодня на торжокской золотошвейной фабрике наряду с выставочными работами вышивают дамские сумочки из бархата и замши, головные уборы, декоративные подушки, брошки и те самые пояса.

Продукция с огромным удовольствием раскупается туристами. Бывает, что целый туристический автобус останавливается у магазина, к прилавку выстраивается длинная очередь наследниц моды княгини Вяземской. Пушкинская ли реклама работает или современная слава, но хочется пожелать золотошвейному производству в Торжке дальнейшего процветания.

 

Кружева, кружева…

Кроме золотошвейного искусства нужно назвать еще один промысел, характерный далеко не для каждой территории – изготовление кружев. Незаслуженно в тени известного вологодского бренда остаются пока тверские центры этого старинного искусства – Калязин, Торжок и село Ведное (Рамешковский район). В последнем, правда, было развито не собственно плетение кружев (на коклюшках), а вытягивание ниточек по определенному порядку машинкой или вручную. Получается то, что называется «ведновская строчка»,  –  уникальный местный промысел, который мог бы стать одним из брендов территории. Но пока не стал.

В Калязине же и сейчас сохранилось искусство настоящего кружевоплетения, ведущего свой отсчет с визита сюда двора царицы Марии Ильиничны в 1654 году. Центром этого промысла был Троицкий Калязинский монастырь. В советское время промысел угас, но в 1990-х годах возрожден силами Татьяны Афанасьевой, заведующей отделом культуры администрации Калязинского района.

 

Кузнечный горн и гончарный круг

Можно проследить еще несколько основных видов народных промыслов, бытовавших и еще бытующих на нашей территории. Это резьба по дереву, обработка бересты, крашение и набойка тканей, народное ткачество, народный костюм, резьба по дереву, гончарный промысел, художественная обработка стекла и металла.

Гончары и кузнецы стали уже обязательной чертой всех фольклорных праздников, поэтому о них нужен отдельный большой рассказ. В этой сфере есть немало секретов, есть свои признанные мэтры. Отметим, что исторически Тверь была крупнейшим кузнечным центром, отсюда призывались мастера на тульские и уральские заводы. А из крупных гончарных центров, производящих и сейчас разнообразную продукцию по традиционным технологиям, чьи изделия можно встретить далеко за пределами Тверской области, нужно назвать Лихославль.

 

Деревянные узоры

Традиционная резьба по дереву – менее заметный, но также очень важный местный промысел. С появлением современных деревообрабатывающих инструментов искусство пропильной домовой резьбы перестало быть таким трудоемким, как было сто лет назад. Жаль, что оно пока не возродилось. На наших территориях особенно пышные резные наличники украшали и украшают дома в Кимрах и Кимрском районе, на восточном берегу Селигера в Осташковском районе, кое-где в Старицком и Калининском районах. Очень оригинальной была в свое время резьба на домах в городе Ржеве, к сожалению, сохранилось ее немного после войны.

В современной Тверской области можно найти и мастеров, работающих в технике глубокой резьбы по дереву, изготавливающих деревянную посуду, резные пряничные доски, игрушки. Это ремесло стало в последние годы вновь очень востребованным, в том числе благодаря церковным заказам. Деревянные резные иконостасы и киоты – это настоящие произведения искусства, над которыми приходится работать целым бригадам мастеров. Но и такая, кажется, прозаичная вещь, как пряничная доска для сувенирного пряника, требует руки мастера. В Твери сейчас, как известно, идет активное возрождение искусства изготовления сувенирных пряников по традиционным рецептам, пряничные же доски для них резал мастер Александр Ладонин. Профессионально резьбой по дереву занимаются мастер Константин Котовский и другие.

У крестьян всегда были в особом почете предметы из бересты. Удобные, легкие, дышащие. Их приятно даже просто держать в доме. Кажется, что этот промысел давно ушел в прошлое, но есть и сейчас мастера, причем совсем рядом. В Твери живет замечательный мастер Александр Гаврилов, отдавший плетению из бересты более двадцати лет, делающий из нее не только привычные и ожидаемые лапти и туески, но и сложные фигурки, игрушки, даже макеты зданий.

 

Не перевелись умельцы

Красильно-набивным промыслом занимались еще после войны. Всего по Тверской губернии было более трехсот красилен, а мастерских по набойке было почти двести. Крупным центром по крашению тканей считался Осташковский уезд, а крупным центром набивного дела был Торопецкий уезд. По--видимому, с этой территории ходили мастера и в соседние районы.

– Хорошо помню, как в моем детстве, в 1950-х годах, такие мастера ходили по нашим деревням в Краснохолмском районе, – рассказывает краевед Евгений Ступкин. – Женщины заранее готовили одежды и скатерти, шитые и перешитые из сохраненных лоскутков, а мастер по готовым лекалам наносил узор. Такие изделия сейчас выбрасывают, а зря: многие из них – настоящие образцы народного искусства, причем совсем недавнего времени.

Едва ли не в каждом народном музее в Тверской области, в музейном уголке в сельской библиотеке стоит ткацкий стан. Их сотни и сотни. Не везде он в рабочем состоянии. Но надо видеть, с каким желанием и усердием ребята-школьники (и девочки, и мальчики) готовы освоить эту странную деревянную штуковину, которая «волшебным» способом, без всякой электроники производит настоящую, живую ткань. Конечно, для крупных объемов сейчас ручной ткацкий станок не используется. Но это искусство живет, передается в поколениях. А уже готовая ткань может быть использована для пошива народного или парадного исторического костюма, церковной ткани.

Из мастериц, работающих в сфере традиционной вышивки, хочется выделить художницу Надежду Новожилову, авторская студия которой работает в сложнейшей технике лицевого шитья, в свое время считавшегося элитным искусством, развитым в боярских и дворянских семьях, а позже – в женских монастырях. Нельзя не назвать среди действующих мастериц Ольгу Ковалёву, работающую, кроме прочего, в такой сложнейшей теме, как реконструкция исторического народного костюма.

…Это только самый беглый и неполный обзор того богатства художественных промыслов, которым располагает Тверская земля. Богатства, которым мы располагаем, можем и должны пользоваться. Это – прямой путь к продвижению нашей территории на общероссийском уровне.

Павел ИВАНОВ

Фото из архива редакции

Читайте последние новости Твери в соц. сетях:

Павел ИВАНОВ



Комментарии:

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или войдите под своей учетной записью.

Читайте также:



- Свежий номер -

- Видео -



- Акция -