Войти Зарегистрироваться
Карта сайта

Добро пожаловать!

В Твери 25 августа, четверг 09:08
Погода
USD: 64.814 | EUR: 73.2074

Школу закроют, здание продадут?

07.10.2011 | 11:13

Такого развития событий опасаются жители поселка Восток Калининского района. Оршинская основная общеобразовательная школа в поселке Восток Калининского района оказалась на грани закрытия.

Такого развития событий опасаются жители поселка Восток Калининского района

Оршинская основная общеобразовательная школа в поселке Восток Калининского района оказалась на грани закрытия.

Факт малозначительный в масштабе всей Тверской области, где с 2005 года в рамках так называемой оптимизации уже позакрывалось более 250 школ. Судя по данным Росстата, по числу сокращенных школ Тверская область вышла на второе место в РФ, после Тамбовской области. Причем со значительным отрывом от других – большинство регионов, за редким исключением, подвергли реструктуризации чуть менее или чуть более сотни школ. Может быть, и нам пора угомониться?..

За всеми этими преобразованиями с тревогой следили жители маленького поселка Восток. Каждый год районное начальство грозило: детей мало, закроем школу. Но в основном грозило издалека и больше для порядку, чтобы помалкивали и ничего не требовали для школы, а лишь бы благодарили за великодушное сохранение сего ничтожного очага образования. Лишь однажды, еще в начале волны оптимизации, был проведен сход жителей по вопросу о закрытии школы. На тот сход в местном клубе собралась толпа народу. Причем мужское население, которое обычно не посещает концерты художественной самодеятельности и уж тем более какие­то собрания, тут явилось в клуб в многочисленном составе и воинственном настроении. В результате сход весьма энергично и громко постановил: школу не закрывать никогда и ни при каких обстоятельствах. Районное начальство с тех пор предпочитало грозить Востоку на почтительном отдалении, из городских кабинетов.

По федеральному закону об образовании, закрыть школу без согласия схода граждан нельзя. Однако, как оказалось, имеется масса способов прикрыть учебное заведение, не спрашивая на то никакого согласия у населения. Правила лицензирования и аккредитации, система подушевого финансирования, новые санитарные нормы и правила, трудновыполнимые и для крупных­то учебных заведений, – все это ставит мелкие школы в условия, практически невозможные для дальнейшего существования.

Камнем преткновения для Оршинской основной школы стало отсутствие горячего питания, которым обязательно должны быть обеспечены учащиеся начальных классов. В школе имеется частично оборудованное помещение под столовую. Надо только приобрести и установить плиту с вытяжкой, соорудить перегородку между кухней и столовой, а также выделить ставку повара. Хотя есть масса способов найти наименее затратный путь для оборудования школьной кухни и столовой, никто ни в районном управлении образования, ни в самой школе не озаботился поиском такого пути. Выбран наиболее неудобный и затратный способ решения проблемы: возить на большой перемене учащихся начальных классов обедать за семь километров, в Славновскую основную школу, где имеется столовая. Никто не подсчитывал, сколько денег ушло на бензин в прошлом учебном году для осуществления этой затеи, сколько еще уйдет в нынешнем году. Никто не задумался, почему нельзя эти средства направить на устройство столовой в школе поселка Восток. Как оказалось, игра стоила свеч. Несколько родителей сдались – раз уж детей все равно катают на обед в Славновскую школу, так уж пусть они там и учатся. Важную роль в данном решении сыграло и то, что за годы жесткой экономии в отношении Оршинской основной школы ее учебно­материальная база оскудела до полной нищеты. В итоге вместо 22 учеников в Оршинскую девятилетку в этом году пришли 14, а восемь детей теперь ездят учиться в Славное. Дальнейшей перспективы, по словам начальника районного управления образования Светланы Дьяковой, у Оршинской школы теперь нет. Из­за отсутствия горячего питания может быть приостановлена деятельность этого образовательного учреждения. Но на период приостановки учеников будут возить в Славновскую школу, туда же будут трудоустроены и педагоги (правда, не все).

Только вот непонятно, на какое время будет приостановлена работа школы. Судя по настрою районного руководства, навсегда. Как считает глава Калининского района Дмитрий Чижов, сохранить эту школу сейчас – значит продлить ее агонию, потому что в условиях подушевого финансирования такой маленькой школе не выжить. Даже тот факт, что в поселке Восток в настоящее время появилось много молодых семей и существенно выросла рождаемость, никого особенно не впечатляет.

Родители, присутствовавшие на собрании в Оршинской школе, объявили, что не все хотят переводить своих детей в Славновскую школу. Если закрытие школы в поселке Восток неизбежно, то кто­то предпочтет возить детей в городские школы, хотя ближайшая из них находится в 30 километрах. В сущности, родителям предлагается поменять шило на мыло: перевести детей из одной малокомплектной школы в другую, причем из лучших условий – в худшие. Славновская школа выигрывает лишь по наличию столовой и по оснащению. Но зимой там холодно, из кранов течет техническая вода, нет настоящего спортзала, да и все здание тесновато, так как переделано под школу из бывшего детсада. Другое существенное неудобство – зимой дорогу от Востока до Славного редко чистят от снега, так что возить детей по бездорожью опасно, к тому же школьный автобус может не приехать за детьми и по причине поломки, что уже бывало не раз. Значит, в зимнее время дети будут посещать школу нерегулярно. К тому же никто не просчитывал, сколько потребуется денег для перевозки уже не восьми, а 22 детей к месту учебы и обратно. Надо будет либо приобретать более вместительный автобус, либо удваивать количество рейсов на имеющейся «Газели», а соответственно, увеличивать расходы на бензин, на содержание автомобиля и зарплату водителя. Так почему же нельзя этими средствами распорядиться проще и удобнее: направить их на устройство столовой в школе поселка Восток?

Несмотря на нищету и отсутствие горячего питания, качество знаний учащихся Оршинской основной школы остается выше. Выпускники школы поселка Восток легко адаптируются и хорошо учатся в других учебных заведениях (колледжах, училищах, лицеях, средних школах) Твери. В дальнейшем многие получают высшее образование. Например, в этом году две выпускницы поступили на бюджетные места, на очные отделения в Тверской и Санкт­Петербургский университеты.

Главное достояние Оршинской основной школы – здание. Оно было построено в 1950­е годы специально для школы, в 1980­е годы был пристроен типовой спортзал (немногие школы в Калининском районе имеют такие настоящие спортзалы). В школе просторно и зимой очень тепло, здесь вполне можно было бы разместить дошкольную группу. Если бы сейчас начать создание на базе учебного заведения детсадовской группы, то в нее набралось бы около двадцати детей. Когда открылась детсадовская группа в Славном, чуть ли не всех маленьких жителей Востока записали туда, а транспортом для подвоза детей не обеспечили. В итоге лишь двоих детей возят туда родители сами, да и они вместе с остальными мечтают о создании детсадовской группы в Востоке. Создание школы­сада, по мнению жителей поселка, было бы самым удачным выходом из создавшейся ситуации, дающим и школе, и всему поселку шанс к дальнейшему развитию.

Вопрос о том, как будет использоваться здание в случае закрытия школы, очень беспокоит жителей Востока. И на данный вопрос руководство Калининского района не дает внятного ответа. По словам заместителя главы администрации Калининского района Евгения Чемодурова, предполагается открыть в здании детские кружки и спортивные секции. Возможно, здание останется в собственности района, а может, будет передано Славновскому сельскому поселению, и местные власти будут решать, как его использовать. В любом случае, получается, что-либо  район, либо поселение должны будут продолжать нести те же расходы, что и сейчас, по содержанию этого здания. Тогда непонятно, какой смысл выселять школу, ведь львиную долю на ее содержание составляют коммунальные расходы? Те же кружки и секции здесь можно и сейчас открыть, они вполне могут ужиться вместе со школой. В подобные туманные планы жители поселка не склонны верить. Люди предполагают худший вариант развития событий: школу закроют, а здание продадут. Вот тогда действительно будет осуществлена полная экономия муниципальных средств, и даже некоторая выгода. Опасения, увы, основаны на предыдущем опыте. В лихие 1990­е годы поселок Восток пережил разорение всей инфраструктуры. Были закрыты детский сад, столовая, промтоварный магазин (здания проданы в частные руки); закрыты баня и магазин райпо (здания заброшены и разрушаются); закрыто отделение пожарной охраны (здание разобрано). И вот тревожные сигналы лета 2011 года: закрыт медпункт (не получена лицензия); разрушена детская площадка. Причем на обращение жителей поселка получено официальное письмо за подписью главы администрации Калининского района Андрея Деева, в нем сказано, что земельный участок, на котором более двадцати лет была детская площадка, «в настоящее время формируется с целью продажи на аукционе для жилищного строительства». Так что разорение «с целью продажи» – давно и хорошо обкатанный сценарий развития событий в поселке Восток.

Не стоит удивляться, если сразу же после закрытия школы здание начнет активно растаскиваться жителями. Причем не из­за страсти к мародерству, а из чувства протеста: лучше сами разорим, чтобы другим не досталось. Поэтому закрыть даже на некоторое время школу нельзя – после приостановки открыть ее будет уже невозможно.

За последние годы в поселке появилось много молодых семей (повзрослели местные дети, приехали переселенцы). Молодые семьи приобретают здесь жилье и переезжают на постоянное жительство, учитывая, что здесь имеется школа. Если школы не будет, семьи из поселка постепенно переберутся в более обжитые места. Останутся лишь пенсионеры и алкоголики. Никакой инвестор не придет туда, где нет работоспособного населения. Значит, поселок будет обречен на медленную агонию и вымирание.

Когда начиналась реструктуризация сельских школ, с высоких трибун звучали предупреждения о том, что ни в коем случае нельзя рубить сплеча и закрывать подряд все малокомплектные школы, что в каждом случае нужно оценивать плюсы и минусы, учитывать перспективы развития населенных пунктов и т.д. Но в итоге все оказалось сведено к показателю количества учеников. Коли мало их – и нет никаких шансов для выживания, и нет никакой государственной поддержки. И никого не заботит вопрос, почему городские дети имеют право учиться в школе рядом с местом жительства, а сельские дети оказываются напрочь лишены такого права. Почему именно за счет сельского детского населения и за счет молодых семей осуществляется большая государственная экономия? И что в результате такой экономии мы получим – крупные населенные пункты, окруженные со всех сторон дичающей и вымирающей провинцией?

Марина РУЧКИНА

Фото автора



Комментарии:

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или войдите под своей учетной записью.

- Свежий номер -

- Видео -



- Акция -



- Конкурс -



- Вступил в силу закон -