Войти Зарегистрироваться
Карта сайта

Добро пожаловать!

В Твери 25 мая, четверг 10:00
Погода

Эх, дороги! Пыль да туман

05.05.2015 | 13:30

В Музее Калининского фронта состоялся вечер «О героях былых времен».

https://vedtver.ru/news/49777

Инициаторы мероприятия – члены общественного совета при Министерстве транспорта Тверской области. Участвовали ветераны дорожной и транспортной отраслей Верхневолжья. Этим людям в послевоенные годы довелось работать с фронтовиками и учиться у них профессиональному мастерству.

После возложения цветов к братскому захоронению, посещения экспозиции музея для общественников были показаны фильмы о легендарных дорожниках и транспортниках Тверского края.

Мирная работа была прервана войной. Многие из дорожников ушли на фронт. В 10 из 57 районных дорожных отделов остались только начальники, а дорожных мастеров зачастую не хватало вообще.

В условиях острой нехватки рабочих рук на помощь дорожникам было подключено население. В июле 1941 года на оборонительных сооружениях Селижарова трудилось около 2 тысяч рамешковцев, а около деревни Тетерино в Ржевском районе более 500 человек возводили вспомогательный деревянный мост через Волгу. Бывший руководитель этой стройки Николай Вишняков позднее вспоминал: «Подъездные пути копали вручную. Мне помогали руководить работами молодые техники: на правом берегу – Надежда Лебедева, на левом – Леша Щеглов, который потом погиб на фронте. Мост мы построили в рекордно короткий срок – за месяц». Всего же за первые пять месяцев военного времени в Тверской области было построено и отремонтировано свыше 6 тысяч км дорог, а также шесть крупных мостов и переправ через Волгу, Медведицу и Мологу.

В 1942 году определили 11 основных маршрутов, которые было необходимо привести в порядок. Это Бежецк – Рамешки – Калинин, Бологое – Куженкино, Калинин – Волоколамск, Осташков – Ржев. Районам области устанавливались задания, оперативные сводки их выполнения собирались подекадно, велся учет работы людей. В это время задачи дорожников не ограничивались традиционными работами. Им приходилось засыпать воронки от мин, устраивать обогревательные пункты для водителей, заниматься техническим обслуживанием автомобилей. Бывали случаи, когда работы в условиях войны требовали бесконечного напряжения человеческих сил. Сама природа в этот момент, казалось, возводила дополнительные препятствия. Но несмотря на это дорожники находили в себе силы устраивать соревнования на лучшее проведение работ. В итоге за две недели июня 1942 года было отремонтировано 5241 км и 883 погонных метров мостов.

В 1943 году был издан приказ, обязывающий провести учет ущерба от военных действий. Разрушенными оказались сотни километров автодорог, были взорваны 1116 железнодорожных и шоссейных мостов. Для их восстановления требовалось время, специалисты, техника, а нехватка ощущалась во всем. Профессия дорожника в те годы стала преимущественно женской. В частности, в Зубцовском райдоротделе из 49 дорожных рабочих, набранных в 1944 году на тракт Зубцов – Погорелое, было 47 женщин.

Победа принесла долгожданный мир, а вместе с ним и необходимость заняться восстановлением разрушенного хозяйства. Наступала новая эпоха, новый этап не менее самоотверженного труда тверских дорожников. Постепенно налаживалась работа пяти дорожно-эксплуатационных участков, располагающихся в Калинине, Бежецке, Ржеве, Осташкове и селе горицы. В ведении областного дорожного отдела появился авторемонтный завод, размещавшийся в областном центре. Этими силами дорожникам региона предстояло «лечить» раны войны. Вернувшиеся с войны фронтовики-дорожники снова составили основной костяк дорожной отрасли Тверской области. В конце концов они, несмотря на тяжелейший восстановительный процесс, изнурительный ручной труд, катастрофическую нехватку техники и рабочих рук, превратили дорожную сеть региона в одну из самых больших по протяженности в стране.

Большое внимание в военное время уделялось и подготовке водителей, которых так не хватало фронту. Одна из таких школ (ныне это ФАУ «Тверской ЦППК») располагалась в то время в Калинине. Ее учредителем было государственное центральное управление «Трансэнергокадры».

В военное время автошкола жила по суровым законам. Юноши и девушки приходи на учебу по направлениям РВК. Дисциплина соответствовала требованиям прифронтового города. Пропуск занятий без уважительной причины влек за собой расследование. Отдельные курсанты предавались суду военного трибунала. Занятия проводились без выходных. Дни отдыха предоставлялись только по приказу начальника автошколы. Кроме занятий курсанты участвовали в восстановлении города. Во время оккупации Калинина было разрушено и здание автошколы, но занятия возобновлялись по новому адресу: Краснофлотская набережная, 17а.

Срок обучения был сокращен до 1,5-2 месяцев. Водительские кадры также готовились Калининской и Вышневолоцкой автошколами, Кимрской и Бежецкой учебно-курсовыми автобазами. Выпускники становились водителями ЗИС-5 и ГАЗ-АА, газогенераторных автомобилей, работавших на газе и дровах.

Учебно-курсовому комбинату свыше 70 лет, но историю о тех, кто стоял у истоков ее становления, трогательно чтят и помнят. Свидетельство тому – доска почета, на которой размещена галерея портретов ветеранов Великой Отечественной войны, которых, к сожалению, уже нет в живых…

 на фото разрушенный мост в Ржеве, 1941 год

Валерий МАРТОВ

Читайте последние новости Твери в соц. сетях:



Комментарии:

Оставить комментарий

Чтобы оставлять комментарии, зарегистрируйтесь или войдите под своей учетной записью.

Читайте также:



- Свежий номер -

- Видео -





- Акция -



- Конкурс -