3 октября 1873 года в небольшом старинном городке Бежецке Тверской губернии, в небогатой купеческой семье Якова Дмитриевича и Екатерины Ивановны Шишковых родился сын Вячеслав – будущий выдающийся писатель.
Здесь и в соседнем селе Шишково-Дуброво проходили его детские и юношеские годы. И потом, где бы ни бывал писатель, он непременно приезжал на свою малую родину, заходил в бревенчатый дом на тихой бежецкой улице, носящей ныне его имя.
Девятилетнего мальчика определили в Бежецкое городское училище, где он закончил учебу с отличными оценками. «И вдруг, – признавался Вячеслав Яковлевич в автобиографии, – каким-то необъяснимым чудом меня потянуло писать. Первая работа – «Волчье логово» – повесть о разбойничьей жизни, вторая – описание крестьянских «посиделок» (бесед) с плясками и песнями. С тех пор вплоть до самого зрелого возраста я литературой не занимался, и мне не приходило в голову, что я буду писателем».
Два десятка лет своей жизни посвятил Вячеслав Яковлевич подвижническому труду по исследованию сибирских рек и сухопутных дорог, совершая ежегодные экспедиции по Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Чулыму, Лене, Ангаре, Нижней Тунгуске, где едва не погиб, прошел тысячи верст по суровой сибирской тайге, Горному Алтаю. Более двадцати лет жизни связывают будущего писателя с Томском, куда он прибыл еще молодым человеком, полным сил, творческих надежд и романтических мечтаний. Позже он признавался: «В Сибири я прожил двадцать лет – это вторая моя родина, пожалуй, не менее близкая и понятная сердцу, чем Россия, я переполнен впечатлениями, которых мне на всю жизнь хватит…».
Началом своей профессиональной литературной деятельности Шишков считал 1912 год, когда в журнале «Заветы» появился рассказ из тунгусской жизни «Помолились». С этого времени рассказы, повести, а затем и романы молодого автора стали регулярно печататься во многих изданиях, выходить отдельными книгами.
Дружеское напутствие Горького и опубликование повести «Тайга» в редактируемом им журнале «Летопись» в 1916 году имели решающее значение в дальнейшей судьбе Шишкова. Он обратился к профессиональному литературному творчеству и формировался как художник-реалист, народный писатель.
В 1926–1929 годах вышло в свет его первое Собрание сочинений в издательстве «Земля и фабрика» в 12 томах, в 1931 году – повесть «Странники» – о жизни беспризорных ребят, в 1933 году он закончил многолетнюю работу над романом «Угрюм-река», в котором нарисовал широкую, живописную картину жизни дореволюционной Сибири.
С 1930 года и до конца своей жизни В.Я. Шишков работал над историческим романом «Емельян Пугачев», первые две книги которого вышли в 1944 году, а весь роман был опубликован только после смерти писателя.
Жизнь выдающегося русского художника слова, безоглядного патриота, певца России, нашего многонационального народа оборвалась в марте 1945 года.
Писатель был награжден орденами Ленина и «Знак Почета», медалью «За оборону Ленинграда». За роман «Емельян Пугачев» ему посмертно, в 1946 году, присудили Государственную премию первой степени.
Ценностные ориентиры, открытые Шишковым и плеядой лучших писателей его эпохи, вышедших из «горьковского рукава», не утратили своей высокой значимости, больше того – обрели чрезвычайную актуальность на фоне реставрации «дикого» капитализма в современной России, повальной коммерциализации литературы и искусства. В этой связи весьма полезно и поучительно современнику, особенно молодому, неискушенному, познать, к примеру, по рассказам и повестям Шишкова, каково было лицо развивающегося, «свежего» капитализма в России на переломе XIX–XX веков («Тайга», «Пейпус-озеро», «Угрюм-река» и др.).
Шишков, по собственному признанию, вознамерился идти «вглубь, ввысь, во все стороны», поставил перед собой цель показать неизбежность крушения Человека в человеке, обуреваемом жаждой неуемного накопительства, живущим в мире, где правит бал золотой телец, нарисовать, как он писал Горькому, «жизнь в широком понимании этого слова», не столько высветить «капитализма портрет родовой» (осознавая, что первое слово в литературе об этом принадлежит не ему), сколько предостеречь будущие, еще не рожденные поколения от нравственной катастрофы.
Вместе с тем творчество Шишкова не замыкается в социально-бытовой проблематике острых конфликтов, антагонизме противоборствующих общественных слоев и групп – оно много шире, емче, глубже по мысли, философское по сути и пророчески устремлено в будущее России. При этом важно подчеркнуть: влекли писателя неумирающие духовные ценности, отражающие специфику, характерные особенности народов, наций и этносов, населяющих великую Россию. Шишков – художник истинно русский, питающий уважительные чувства ко всем народам.
В ряде своих рассказов и повестей – «Таежный волк», «Алые сугробы», «Колдовской цветок», «Страшный кам», «Пурга» – Шишков талантливо воссоздал характеры сильных, волевых, самобытных людей, в которых «видится не вымышленный, не идеализированный, а подлинный сибиряк, наделенный лучшими своими качествами: умом, смелостью, твердой волей, любовью к природе, к своей родине», – отмечал видный исследователь произведений Шишкова Николай Еселев. Ведь не только волшебная экзотика заповедных углов Сибири прельщала писателя в повествованиях о Нижней Тунгуске, Чуйском тракте, Катуни, Иртыше, Енисее, Бии, Лене. Его живо волнует мятежная, чистая, тянущаяся к добру и свету, непостижимая для инородцев «таинственная» русская душа…
А какой великий поучительный смысл, весьма актуальный для нашего смутного времени, заложен в романе «Емельян Пугачев»! Не доводите, господа хорошие, многотерпеливый русский народ до горячего возмущения, не испытывайте его могучего, но не беспредельного терпения. Русские долго запрягают, да быстро ездят. Не нами сказано: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»
Что прежде всего бросается в глаза при чтении романа? Скрупулезнейшее внимание к подлинным артефактам, документам, архивным источникам, мемуарам и т.д. «Как-то странно складывается Пугачёв: ни повесть, ни роман, впрямь становлюсь историком, – признается автор в разгаре работы над романом. – Бывают страницы, когда не выхожу из фактов, а за ними как-то сами собой следуют и воображаемые люди, и воображаемые события. Так я еще не писал, да и другие тоже, кажется, не писали. Я, по крайней мере, таких случаев не знаю» (Шишков В.Я. Неопубликованные произведения. Воспоминания о В.Я. Шишкове. Письма. Л., 1956. С. 210).
По своему художественному исполнению, выразительному языку, изумительной лепке персонажей «Емельян Пугачев» по праву находится в ряду книг, составляющих гордость отечественной литературы. Как писатель-исследователь, Шишков значительно опередил своих собратьев по перу, которым для того, чтобы втиснуть движущие силы исторической динамики в рамки социально-экономических факторов, приходилось порой отодвигать на задний план человеческую личность, создавать «белые пятна» и «фигуры умолчания» в освещении исторических реалий.
Роман «Емельян Пугачев» – талантливейшее повествование о национальной судьбе русского народа в переломную историческую эпоху. Автор раскрыл одну из главнейших особенностей русского национального характера – тираноборчество, нетерпимость к насилию и угнетению, благородный дух независимости.
Возрождая интерес к славным именам и деяниям прошлого, наследуя и развивая традиции лучших русских писателей, В. Шишков укрепляет в наших сердцах во многом утраченное чувство родины – России, ибо, как говаривал Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оную – есть постыдное малодушие».