В музее М.Е. СалтыковаЩедрина открылась выставка работ заслуженного работника культуры России Геннадия Орёликова. Экспозиция называется непонятно и загадочно – «Акватипия». Слово, по уверению художника, придумал он сам. «Расшифровывается» как «печать с воды». Эта техника появилась в незапамятные времена, когда изобрели масляные краски, керосин и другие разбавители.
– Жирная масляная краска на водной поверхности образует непредсказуемые разводы, изменяющиеся пятна. Это не ускользает от взгляда художника, – поясняет Геннадий Орёликов. – Фиксация разводов – дело техники. Сухой лист бумаги накладывается на расцвеченную поверхность воды и впитывает тончайший слой краски, фиксируя рисунок. Так появилась техника декоративной окраски бумаги. Я начал осваивать эту технику с 2002 года и назвал «акватипия». Ничего нового не придумал. Мои листы – хорошо забытое старое.
Геннадий Николаевич приурочил «Акватипию» к своему юбилею. Одному из старейших и уважаемых художников исполнилось 75 лет. Больше половины жизни он отдал Тверскому объединенному музею, где работал художникомоформителем. На его оформленные вместе с коллегами экспозиции приезжали смотреть художники из многих городов России. Смотреть и учиться. Тверской музей был одним из немногих в стране, где художникиоформители состояли в штате. В золотую пору жизни Геннадий Орёликов слегка сожалеет о том, что производственная необходимость мешала свободному творчеству. С ним можно поспорить. Одних только музейных диорам по природе художник создал аж 42! А музей природы Селигера, к которому Геннадий Николаевич приложил руку, за время существования экспозиции посетило более 100 тысяч человек. На какую персональную выставку соберется столько зрителей?!
Художник – большой скромняга. Но своей фамилией оправдывает свое назначение. В его работах, включая только что открывшуюся выставку, орлиный полет мыслей, образов, сюжетов. Его акварели передают тепло души этого человека. Его уважают собратья по искусству. На открытии автору говорили возвышенные слова народные художники России Николай Дочкин и Борис Фёдоров. А уж эти мэтры наверняка знают, кто чего стоит в искусстве. На вернисаж пришла восторженная молодежь – студенты Тверского художественного училища имени А.Г. Венецианова. Глаза их горели. Они, как и многие другие зрители, такую выставку в Твери видели впервые. До этого никто из художников не замахивался на печать с воды. В этом смысле в Верхневолжье Геннадий Орёликов – первопроходец.
Про три работы выставки разговор отдельный. Они «нарисованы» краской из баллончиков, какие «хулиганье» использует для пачканья стен и стендов. Геннадий Орёликов употребил разбрызгивание для достижения художественного результата, который очень впечатляет.
На всю экспозицию не хватило стен. Пять работ не поместилось. Вошли всего 32. Каждой можно любоваться, удивляясь цветным разводам, которые мастер превратил в произведения искусства, придав им форму и содержание. Описать невозможно – надо смотреть.
фото tver-tok.ru