Антон Салимов и Валерия Бородкина, неоднократные победители чемпионата Тверской области по спортивным бальным танцам в латиноамериканской программе, готовятся к чемпионату России.
После тренировки мы встретились с ними в ДК «Пролетарка», где они много лет занимаются, чтобы поговорить – не о спортивных достижениях, а о философии танца – так Антон Салимов сам обозначил одну из тем беседы.
Кстати, именно здесь, в ДК «Пролетарка», Антон впервые познакомился с этим искусством. Он смотрел, как танцует старший брат Кирилл, и удивлялся тому, как легко и органично он это делает. Запомнилось первое впечатление от выступлений брата, его взгляд, устремленный куда-то вверх, в будущее, как определил для себя Антон: так взирают вдаль, стоя на краю обрыва, герои романтических романов. Понравилось и чувство уверенности этого человека, который точно знает, что делает. Становясь старше, стал замечать и другое: до чего же красив бальный танец!
В восемь лет мальчик начал танцевать, и тоже в «Пролетарке». Представитель известной в Твери семьи искусствоведов Алексея и Марины Салимовых, Антон по примеру родителей решил изучать искусство.
Окончив факультет истории и теории изобразительного искусства в Тверском филиале Академии славянской культуры, шесть лет работал в Научном реставрационном объединении, занимался материалами, полученными на археологических раскопках, актами технического состояния исторических зданий, чертил планы фасадов. Участие в формировании реестра объектов культурного наследия ощущал как личный вклад в невероятно важное дело. Но танцы не бросал, и наступил момент, когда они вышли на первый план и заполнили всю жизнь.
![Антон Салимов репетирует на танцполе жизнь](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2022/02/IMG-20220217-WA0004.jpg)
Сублимация жизни
Как рассказал Антон, к одной из программ бальных танцев, европейской, относятся медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп; к латинской – самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. На последней Антон и Валерия, создавшие пять лет назад пару, и остановились.
Антон называет танцы сублимацией жизни. Каждый номер латиноамериканской программы соответствует душевным состояниям и событиям жизни человека: самба – знакомство, ча-ча-ча – флирт, румба – любовь, пасодобль – трагедия, джайв – радость. И именно так на танцполе их и проживают.
На своих выступлениях эта пара старается донести конкретную эмоцию. Венский или медленный вальс – это чопорность, при этом легкость и плавность, такое холодное кипение. Когда нужно показать жар африканских стран, горячий песок, кипящие страсти, танцоры, движимые инстинктивными ощущениями, начинают «раздеваться», становятся более привлекательными.
Объясняя это своим ученикам, Антон прибегает к образу бутылки с водой. Во время исполнения европейской программы она закрыта, вода, если ее взболтнуть, пузырится и бурлит, но – внутри сосуда, то есть форма остается неизменной. Латиноамериканские танцы можно показать на примере той же бутылки, но уже открытой – тогда вспененная вода фонтаном устремляется вверх и расплескивается.
С созданием спортивных танцев стало важным, чтобы танцы доставляли удовольствие не только его исполнителям, но чтобы на это зрелище хотели смотреть зрители. И тогда в них стали включать элементы разных танцев, в том числе народных: в основе латиноамериканской программы лежат движения, заимствованные у испанской культуры, хотя в создании некоторых видно влияние Африки и Южной Америки. Перекочевали в спортивные танцы и техники, взятые из балета.
![Антон Салимов репетирует на танцполе жизнь](https://vedtver.ru/wp-content/uploads/2022/02/IMG-20220217-WA0001.jpg)
Румба – любовь, пасодобль – коррида
– Антон, какой танец наиболее соответствует вашей паре?
– За всю историю существования бальных танцев не было ни одного танцора, который одинаково хорошо показывал бы все пять номеров программы. Вспомним Донни Бернса, Алана Тонсберга, Джоанну Люнис, Брайана Ватсона и Карман Винчелли. У каждого свой темперамент, каждый силен в каком-то одном танце. Есть пары, которые заходятся в танцевальном экстазе от джайва, тогда локомотивом для них становится этот рок-н-рольный, взбалмошный, свободный танец.
Педагог, с которым сейчас работает наша пара, Евгений Антонов, считает, что танец Леры – румба: обладательница потрясающего тела, длинных красивых ног, она обречена транслировать язык любви. Мой танец – пасодобль, сценическое отражение корриды. На арене один человек – тореадор, он здесь самый главный, и он способен раскрыться в полный рост.
– Когда занятия танцами выходят на профессиональный уровень? Когда начинают ездить на соревнования и получать призы за победы?
– Когда ты готов принять философию танца, с этого момента и можно говорить о профессионализме. Бальные танцы – это репетиция жизни в полном ее объеме. Она начинается с того, что ты берешься за то, что тебе непонятно. Когда тебе дают партнера, человека другого пола, у тебя, как в жизни, появляется пара и вместе с ней соперники, они же друзья. Ты попадаешь на соревнования, где нет четкой системы оценок, все субъективно и порой несправедливо, и это надо как-то преодолевать и быть готовым к тому, что успех приходит не сразу. В итоге, поняв, насколько комфортно твоему телу и насколько ты можешь адаптироваться к этой жизни, ощущаешь счастье. Если ты готов принять эту философию, начинаешь отдаваться танцу профессионально, не замечая, как она становится твоей жизнью. А можно все свести к получению прибыли, наград, занимаясь вещами общепринятыми, и тогда места танцу не остается. Его нельзя выносить обособленно – он в тебе.
– Вы занимаетесь танцами 24 года, много лет преподаете. С чего вы начинаете, когда к вам приходят ученики?
– Первым делом задаю вопрос: «Зачем?». Если человек вскидывается: «А что не так?», понимаю, что он пришел ко мне не за танцами, а за помощью. И тогда я предлагаю ему взять за руку партнершу так, чтобы ей это понравилось. Его отпускает, он расслабляется, и мы приступаем к занятиям. Если человеку нечего сказать, он приходит пустым, я понимаю, что эту пустоту можно заполнять чем угодно – давать технику танца, рассказывать, как устроен этот мир. Когда мне объясняют, что хотят танцевать, надо понять почему. Возобновить прерванные в детстве уроки или выйти на новый уровень? Для начала мы говорим об истоках танцев, как они совершенствовались, какие профессиональные мышцы подключались в процессе и так далее. Начальный этап связан с местом танцев в жизни этого человека.
– А еще, наверное, своих детей приводят те, кто сам когда-то хотел заниматься танцами?
– Да, реализация родительских несбывшихся мечтаний, как это было и у моей мамы, – частое явление. Как-то на своем юбилее папа пошел с мамой танцевать. Мой педагог посмотрел на них и сказал: «Алексей Маратович, у вас такой флоркрафт!». Это понятие означает способность владеть площадкой, умение лавировать, не сталкиваясь с другими парами. Танцы – любимое развлечение у моих родителей. Собираясь с друзьями, непременно включают пластинки и танцуют. Они любят музыку, танцы, любят жизнь, этому я у них учусь.