Большим событием для культуры нашего региона стало возвращение Тверской областной картинной галерее после реставрации уникального экспоната – зеркала в фарфоровой раме.
Это зеркало из гарнитура, выполненного на Мейсенской королевской мануфактуре в середине ХIХ века. Комплект включает в себя трехъярусную люстру, две небольшие консоли, два настенных бра и два зеркала, образующие единый интерьерный ансамбль, который демонстрирует великолепие художественных качеств и безграничных возможностей фарфора – одного из наиболее благородных материалов, созданных человеком.
Как рассказали в Тверской картинной галерее, гарнитур был приобретен в 2012 году, и по состоянию своей сохранности не мог сразу быть представленным в экспозиции галереи. Поэтому начался долгий и сложный процесс его реставрации.
Восстановленные бра с 2016 года украшают Фарфоровый кабинет Тверского Императорского дворца, а в апреле 2021 года завершилась комплексная реставрация одного из зеркал. Эта работа была блестяще выполнена давними партнерами и коллегами галереи – специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Игоря Грабаря.
– Остальные предметы гарнитура ждут своей очереди, – пояснила главный научный сотрудник галереи Ольга Пиотровская, – есть надежда, что в свое время он будет представлен полностью в интерьере кабинета, завершив роскошный облик одного из наиболее уютных и привлекательных залов парадной анфилады дворца. Безусловно, этот гарнитур способен придать пространству Фарфорового кабинета истинно дворцовую торжественность и продемонстрировать высокое искусство мейсенских мастеров в создании уникальных композиций с богатой цветовой палитрой и изящным скульптурным решением. Сложнейшие приемы работы с материалом, дополненные нежной надглазурной росписью, позолотой и люстром, подчеркивают особую изысканность предметов, которые придают интерьеру кабинета парадную роскошь.
Настенное зеркало, как и все остальные предметы гарнитура, несет черты, характерные для любимого в Европе стиля рококо – стиля аристократического убранства гостиных, салонов и личных покоев. Орнаментика его грациозна, прихотлива и наполнена стилевыми элементами этого направления – напоминающим форму завитка раковины орнаментом, завитками, многообразными деталями флориального и анималистического жанров. Стиль рококо, практически не используя симметрию и прямую линию, обладает композиционной цельностью и отличается включением большого количества сложных декоративных элементов в прихотливый ритм композиции.
Зеркало в фарфоровой раме было выполнено в стиле «второго рококо», распространенного в Западной Европе в 1850–1860-е годы. Скульптурный и живописный декор фигурной рамы зеркала соответствует интерьерной моде в европейских странах того времени. Попутно в этот же период наблюдается большой интерес к разведению редких растений, созданию парково-садовых зон и зимних садов. В украшении предметов убранства парадных залов и других внутренних покоев воспроизведение цветочного декора с ботанической точностью и ювелирной тщательностью пользовалось большим спросом у представителей высших слоев общества. На фарфоровой раме зеркала устроились шаловливые путти, разноцветные бабочки и мотыльки, а также птицы – канарейки, дятлы и щеглы. Богатый цветочный убор рамы скомпонован в гирлянды и отдельные букеты. Навершие рамы увенчано многосоставным букетом в виде короны из белых и голубых колокольчиков, молочного алтея и синих дельфиниумов. Винно-красные и пурпурные примулы, розовые и сиреневые астры, кремовые розы, алые мальвы, лиловые скабиозы с махровыми цветками, оранжевые календулы, лимонные нарциссы и нежные фиалки переплетены в пышные гирлянды с плющом, лианами и виноградными лозами. Они причудливо обвивают друг друга, создавая образ уголка роскошного цветущего сада, чудесным образом оказавшегося в дворцовых комнатах.
Как сообщила Ольга Пиотровская, подобными раритетами, как зеркало Мейсенской королевской мануфактуры, обладают единицы российских и зарубежных музеев. Этот редчайший памятник западноевропейского фарфорового искусства середины ХIХ столетия, безусловно, является украшением интерьера Тверского Императорского дворца и гордостью коллекции картинной галереи.