Не знаю, можно ли назвать действо на сцене Кимрского театра драмы игрой. Все слишком серьезно, по-настоящему: серьезные проблемы отношений личности и государства и тонкое, высокое мастерство актеров.
Все помнят лесковскую «Блоху», и, казалось бы, история о том, как разудалый умелец Левша подковал микроскопическое насекомое, утерев нос «аглицким» хвастунам, не может уже удивить. В исполнении Кимрского театра – еще как может!
Этот возобновленный спектакль (много лет назад он уже шел на сцене театра) наполнен удивительными режиссерскими находками. С самого начала актеры, сидящие на краю сцены, буквально втягивают зрителя в действо. Часто обращаясь к залу, где сразу зажигается свет, персонажи спектакля бродят между рядами в поисках совета: «Кого назначить царем? Кого атаманом?» Роли раздаются под веселые, фантасмагорические пляски – простой люд в оборванных одеждах любит «балаганить». Спектакль, разворачивающийся на фоне эпического антуража, доводит действо почти до гротеска.
Свето- и звукорежиссеры весь спектакль трудятся не меньше, чем актеры. Очень разнообразное музыкальное сопровождение, подобное саундтрекам из кинолент, создает необходимую атмосферу или помогает ее поддерживать на протяжении всего спектакля. «Государство» на сцене размышляет, радуется и печалится под мировую классику и эклектичные мелодии.
Говорящие на старорусском наречии актеры сыплют в зал искрометными замысловатыми репликами. Все в этой баснословно сложенной постановке обыграно и адаптировано так, что зритель постоянно «в теме» – хочется внимательно слушать, а лишних вопросов не возникает. Зал откровенно хихикает, когда любовь Левши – Машка – предлагает ему: «А давай обожаться!».
Художественный руководитель театра и режиссер «Блохи» Олег Лавров в интервью перед спектаклем рассказал, что считает тему патриотизма, веры в свое Отечество очень важной в настоящее время. И нельзя не воздать должное – кимрская «Блоха» заряжает духом, напоминает о корнях и дает уверенность, что «жива еще Россия». Во многом это заслуга такого героя спектакля, как харизматичный атаман Платов. Всей душой радеющий за Отчизну, в Туле по приказу царя он находит мастеров, которые смогли бы дать достойный ответ заморским умельцам, приславшим блоху, выкованную из железа. В одной из сцен он, настраивая туляков на хорошую работу, заходится в патетической тираде: «Не посрамим честь Отечества», а затем резко возвращается к привычной речи: «Так вот я про что, мужики…». Подобные умелые контрасты наполняют зал то тишиной серьезных размышлений, то смехом.
В перерыве спектакля, встретив идущего на перекур того самого атамана Платова, не сдержав восхищения, я выразила ему свое почтение. В ответ он, словно настоящий казак, поцеловал мою руку: «Приятно слышать от молодых!».
К слову, в этот день зрители – непоседливые студенты – стали камертоном эмоций, лучшей проверкой качества спектакля. Внимание то и дело поглядывающих на свои суперновые гаджеты юных ценителей искусства удержать тяжело и важно. Уверена, после спектакля «на разборе полетов» труппа дружно вздохнула с облегчением: получилось!
Среди зрителей в этот день в зале был и председатель Законодательного собрания Тверской области Андрей Епишин. Спикер побывал в театре в рамках рабочего визита в Кимры, связанного с решением вопросов развития культуры. В антракте за кулисами Андрей Епишин поздравил творческий коллектив с отличным стартом нового сезона, а также отметил высокое мастерство актеров и пожелал дальнейших успехов. Цветы от спикера – огромная яркая корзина – тут же украсили собой гримерку.