Так называют мастера игры на русских народных инструментах Виктора Хохлова
если заняться перечислением тех народных музыкальных инструментов, игрой на которых владеет в совершенстве заслуженный работник культуры Российской Федерации Виктор Хохлов, не хватит и пальцев двух рук. У него музицируют даже пила и дрова. Виктор Евгеньевич зарекомендовал себя как первоклассный педагог. Хохлов обладает абсолютным музыкальным слухом, что позволяет ему настраивать и ремонтировать инструменты. И это далеко не полный перечень его талантов…
Виктор Хохлов играет на всех известных видах гармошек, на жалейке, ксилофоне, балалайке, аккордеоне, баяне, рожке, флейте, кувиклах, гуслях звончатых, рубеле, коробочке и еще ряде инструментов. Практически все они живут в его квартире, куда можно просто водить экскурсии, как в музей музыки и времени. Ведь каждый инструмент Хохлова имеет свою историю и свой возраст. Его музыкальная коллекция рассыпалась по укромным уголкам квартиры. Человек, впервые пришедший в гости к Виктору Евгеньевичу, сразу и не заприметит всего многообразия. Инструменты возникают в руках Хохлова неожиданно, как по мановению волшебной палочки. К каждому у него свое, особое, отношение.
Быть неравнодушным к русской народной музыке Виктора Хохлова научили родители.
Мать хорошо пела. Отец, хоть и не был профессионалом, но играл на всем, что способно было издавать звуки. При этом был прекрасным столяром. Работы не боялся. Все в доме было сделано руками отца.
Сам он не помнит торжества, которое бы обходилось без гармошки или балалайки. Кажется, их наигрыши он слышал всегда. Не заметил, как сам взялся за гармошку. Первое выступление прошло, когда учился в шестом классе. После школы Виктор Евгеньевич поступил в Тверское музыкальнопедагогическое училище. В 1970 году его закончил.
Хохлов выступал в различных музыкальных коллективах и продолжал изучать народные инструменты. Будучи человеком пытливого ума, самостоятельно освоил игру на многих народных инструментах, в том числе на гуслях звончатых и жалейке.
Кстати, с последней его познакомил один из родственников, который работал пастухом в Торжокском районе. Он рассказал Хохлову, что игра на жалейке была своеобразным сигналом для деревенских: пора выводить скотину за ограду на выпас. Музыка помогала и собирать коров на дойку. Животные, заслышав мелодию пастуха, сбивались в стадо и шли послушно домой.
Жалейку, как и любой другой народный инструмент, Хохлов освоил играючи. Ему охотно покорялись даже дрова и пила. В свое время с товарищами активно концертировал с номером, где центром притяжения внимания зрителей была вязанка дров. Сюжет был прост, но приводил публику в восторг. На сцену выходил мужичок, в руках которого была перевязанная охапка дров. В нужный момент он отпускал веревку, и перед зрителем представал самый натуральный ксилофон, исполненный из поленьев. К мужичку подходил второй музыкант и начинал деревянными ложками отстукивать заранее подготовленную мелодию.
В расцвет гастрольной деятельности Хохлова и его товарищей пользовался популярностью и номер с деревянными ложками. Немцы, швейцарцы, африканцы и даже японцы, широко раскрыв глаза, смотрели, как русские столовыми приборами выстукивают различные мелодии. После выступления иностранцы упрашивали наших артистов преподать пару уроков.
«Подмосковные вечера» – «Не слышны в саду даже шорохи» у Хохлова исполнялись солисткой – двуручной пилой из шведской стали, выступавшей в сопровождении баяна, балалайки и контрабаса. В номере использовался инструмент для резки твердых материалов именно шведской стали, поскольку он считался наиболее музыкальным в своем классе. Его изгибали определенным манером и приводили в певучее состояние при помощи смычка. Пила охотно покорялась умелым рукам и исполняла любую напевную мелодию.
С этими оригинальными номерами Хохлов объездил немало городов и весей нашей страны, побывал во многих европейских странах. Все выступления проходили с неизменным успехом. Сейчас та самая пила, воспламенявшая сердца людей, перекочевала в другие руки. Хохлов после долгих уговоров презентовал ее коллегам.
Визуальное решение многих номеров музыкальных коллективов Хохлова порежиссерски было весьма любопытным. Пенек был разрисован под березку, на сучках которого единовременно могли повисать до пяти инструментов.
Хохлов мало того что виртуозно играет на всех известных русских народных инструментах, он практически все их сам может починить и отреставрировать с гарантией баяны, аккордеоны и гармоники. Это едва ли не еще одна его профессия.
Подобно тому, как он сам приобщался к народному музыкальному творчеству, это делали и его дети. По профессиональной стезе пошла только дочь Ольга. Она закончила музыкальную академию имени Гнесиных. Сольное народное пение ей преподавала народная артистка России Анна Павловна Литвиненко.
Как и отец, Ольга много выступала в составе различных коллективов. Работала в Москве, в том числе в ансамбле Надежды Бабкиной.
Муж попался Ольге под стать. Александр в свое время закончил Тверской технический университет, успел поработать в милиции. В одночасье увлекшись музыкой, остается верен ей по сей день. Он даже закончил Тверское училище культуры по фольклористике.
В какойто момент музыканты поняли, что работать в коллективах «на дядю» не увлекательно, и объединились в трио «Коллаж». Такое необычное название ансамблю дали, поскольку репертуар его настолько эклектичен, что сложно вообразить все это многообразие в диапазоне одного коллектива. Тут тебе и русские народные песни, и романсы, и даже современная и зарубежная популярная музыка. Каждое выступление «Коллажа» – настоящий праздник для гурманов от музыки.
Еще одна ипостась человекаоркестра Виктора Хохлова – преподавательская деятельность. О результатах его труда на этом поприще поступают просто невероятные отклики. В Тверском училище культуры он преподает на курсах повышения квалификации, где занимается с работниками районных клубов и домов культуры. К нему приходят люди неравнодушные к народной музыке, но которые порой в жизни не держали в руках даже такого инструмента, как деревянные ложки. Пройдя курс обучения у Виктора Евгеньевича, культработники осваивают гармошку, гусли, балалайку, рожок, жалейку – словом, те инструменты, которыми виртуозно владеет сам мастер. На выпускных экзаменах группа обучающихся перед высокой комиссией предстает ансамблем. Во время показа мало того что демонстрируют владение инструментом, так еще и поют.
Учиться у Хохлова спешат и стар и млад. Буквально в январе курсы с отличием закончила 66летняя жительница Осташковского района. Она всю жизнь отработала геодезистом, но при этом очень тянулась к музыке. Когда появилось свободное время, вплотную обратилась к народному искусству. У Хохлова училась играть на балалайке и гармошке, но по душе пришлась жалейка. Про этот инструмент специалисты говорят, что он очень требователен к себе, поскольку для игры на нем нужен очень тонкий слух. Женщина освоила жалейку виртуозно.
Интересно, что год от года поток желающих учиться игре на народных инструментах не иссякает. Что не может не радовать виртуоза Хохлова. Он дарит им свои умения и секреты. А они платят ему своей заинтересованностью к предмету и теплым отношением к преподавателю. Ученики из различных уголков области Хохлова не забывают, периодически звонят, консультируются, хвалятся достижениями и успехами, благодарят учителя за науку.
Хохлов считает, что именно на этих неравнодушных к русской культуре людях держится наша земля. Русский все чаще обращается к народному творчеству потому, что душой истосковался по нему. И пусть сегодня истинный музыкантнародник товар штучный, если не сказать экзотичнодиковинный у себя на родине, но он понастоящему интересен, потому как въедливо и скрупулезно постигает свое искусство. Он не знает успокоения в своем трудолюбии. Иначе просто перестает быть интересным.
Хохлов из плеяды таких беспокойных. Он, будучи на пенсии, фонтанирует идеями. Новая задумка – лекцияконцерт для детей. Ее навеяла примеченная Хохловым сцена. Во время какогото концерта сидевший рядом малыш спросил у родителя, тыча пальцем в балалайку: «Что это?» Тот растерялся, но разъяснение дал. А Хохлов решил, что пора уже начинать знакомить наших малышей с русским народным музыкальным творчеством. Разработал специальную лекцию, в которой научная часть перемежается музыкальными зарисовками с демонстрацией возможностей народных инструментов. Необходимость в этом назрела, убежден он. Ведь для него знакомство и переплетение с русским народным музыкальным искусством также началось в детстве. И пусть не каждый малыш, прослушав его выступление, изберет для себя многотрудный путь музыкантанародника, он хотя бы будет знать и помнить, каков он, русский народный инструмент. А если не будет исторической памяти, не будет ничего.
Нина ТУМАНОВА