Его первый приезд сюда в 1901 году был неслучайным. Эти места издавна привлекали русских художников необыкновенной красоты пейзажами. Здесь работал А. Г. Венецианов и ученики созданной им художественной школы, в этих же краях И. И. Левитан написал многие из своих лучших картин.
В 1913 году В. К. Бялыницкий-Бируля купил у местного кузнеца участок земли и построил здесь дом в стиле северного модерна, напоминающий старые питерские дачи. Весной и летом перед окнами мастерской художника кружили чайки. Дачу так и решили назвать – «Чайка». Это живописное дачное место вскоре превратилось в своеобразный дом творчества.
В феврале 1918 года на даче «Чайка» были организованы одни из первых в российской провинции Свободные Государственные художественные мастерские, где преподавали В.К.Бялыницкий-Бируля, В.В.Рождественский, К.А.Коровин, Н.П.Богданов-Бельский и др. Наряду с обучением живописи и рисованию, большое внимание, учитывая состав учащихся (крестьянские дети и юношество), уделялось освоению художественных ремесел (вышивка, резьба по дереву, ковка и т.д.).
Как в дореволюционные годы, так и после, в гости к Витольду Каэтановичу на «Чайку» в поисках вдохновения, а, кроме того, поохотиться и порыбачить, приезжали художники К. А. Коровин, Н. П. Богданов-Бельский, А. С. Степанов, С. Ю. Жуковский, А.В. Моравов, В. Н. Мешков, И.Э. Грабарь, А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Н. М. Ромадин, А. М. Корин, Н. А. Касаткин. Бывали здесь и театральные деятели, — главный художник Малого театра Б.И. Волков, актеры МХАТа В. Я. Станицын, Б. А. Мордвинов и многие другие.
В своем доме, расположенном в уединённом парке на берегу озера Удомля, Витольд Каэтанович прожил долгие годы, вплоть до своей кончины в 1957 году, написав здесь более 200 картин, хранящихся ныне не только в Тверской картинной галерее, но и во многих музеях России и зарубежья.
После смерти художника дача переживала трудные времена, сменила нескольких владельцев. В 1990-е годы здесь был создан муниципальный культурный центр, ставший в 2003 году филиалом Тверской областной картинной галереи.
Сейчас, спустя столетие, на «Дачу «Чайка», как и прежде, постоянно приезжают «на огонёк» художники, музыканты, артисты, писатели. Частыми гостями дачи стали и местные жители. Кружки рисования, лепки, народного творчества, продолжающие традиции тех, «старых», мастерских, привлекают ребятишек удомельских школ. Стало традицией то, что удомельские молодожёны в день своего бракосочетания приезжают именно сюда.
В окрестностях «Чайки» ежегодно проводятся пленэры, в которых участвуют профессиональные и самодеятельные художники, а также воспитанники художественных отделений Детских школ искусств. Первый такой пленэр состоялся в апреле 1999 года.
Большим событием в жизни «Чайки» стало проведение осенью 2001 года международного пленэра памяти В. К. Бялыницкого-Бирули. В день его закрытия на доме художника была торжественно открыта мемориальная доска, выполненная белорусским скульптором К. И. Алексеевым.
Усадьба «Чайка», по словам самого живописца, «прекрасный, поэтический уголок», — единственный, не по статусу, а по сути, уникальный памятник на территории Удомельского района. Усилиями сотрудников самого филиала, а также музейных работников Тверской областной картинной галереи, дача «Чайка» набирает силы. Здесь стремятся сохранить лучшие традиции отечественного изобразительного искусства и художественной педагогики, которые на протяжении столетий успешно развивались в творческих центрах России — домах творчества. В настоящее время здесь готовят к экспонированию не только обновленную постоянную экспозицию, но и предлагают посетителям разнообразные выставки и различные проекты, созданные по новым музейным технологиям.
Пресс-служба Тверской областной картинной галереи