Всероссийская акция не дала спокойно спать и тверским галереям и дворцам. Она проходит уже в двенадцатый раз, а тема этого года – «Шедевры из запасников».
Чтобы ей соответствовать, на экспозиции пришлось выставить редкие и уникальные предметы, которые все это время находились в фондохранилищах.
Тверская областная картинная галерея организовала мероприятия, посвященные этому событию, сразу на нескольких площадках: в Тверском Императорском дворце и выставочном зале в БЦ «Донской», где расположены фондохранилища галереи. В них дожидаются, а может, никогда не дождутся своей участи ввиду плохого состояния те предметы, которые не входят в постоянные экспозиции.
Ядро любого музея – это фондовая коллекция. По словам главного хранителя Тверской областной картинной галереи Анны Горбуновой, обычно на выставках можно увидеть примерно 5% предметов из общего собрания. На экскурсиях в фондохранилище можно разглядеть нижнюю часть айсберга музейной работы, те предметы, которые, возможно, никогда нельзя будет увидеть во дворце.
Зачем все прятать?
– Путевой дворец не такой большой, как кажется, и мы не можем плашмя заставлять предметами все полки и выставки, – рассказывает хранитель фонда древнерусского искусства Ната Майорова. – А ведь в нашем собрании хранится очень много шедевров из разных коллекций. К примеру, древнерусское искусство широко представлено живописью. В основном это иконы, исполненные в разных техниках: эмаль, литье, резьба по перламутру, шитые оклады. Также хранится огромная коллекция археологии. Многое было найдено на раскопках дворца начиная с 2012 года. С одной стороны, это была так называемая «свалка», но с другой стороны – археологи именно это и любят. И так было найдено более 10 тысяч единиц хранения, которые когда-то выбросили, потеряли, сломали. Мы обнаружили чрезвычайно интересные фрагменты керамики и изразцов, архитектурные детали архиерейского дома, который некогда стоял на месте Путевого дворца.
Здесь, в запасе, стоит и коллекция скульптур преподобного Нила Столобенского, самые ранние из которых датируются концом XVIII века. Однажды в пещере старца монахи сделали, как бы мы назвали это сейчас, инсталляцию. Художник Кондратий Конягин, осташковский мастер, изготовил резную, в полный человеческий рост, фигуру Нила Столобенского. Она была одета в настоящую мантию, ризу, на ней были длинный плат с изображением креста и монашеский капюшон. Многие были потрясены этим произведением, и местные деревенские мастера стали изготавливать такие маленькие статуэтки, а паломники увозили их в разные уголки страны. Все фигурки были уникальны и разнообразны, такие, как воспринимал и изображал старца каждый художник.
По ту сторону картинных баррикад
За закрытые двери не только самих хранилищ, но и прямо в мастерские к реставраторам можно было заглянуть в этот день. Посещая Эрмитаж или местный муниципальный музей, даже и не задумываешься, в каком порой плачевном состоянии когда-то были представленные иконы, картины, сервизы и статуи. В презентабельный вид их приводят художники-реставраторы, которые кропотливо и ювелирно, иногда по одному квадратному сантиметру в день, восстанавливают попавшие к ним в руки предметы искусства. На реставрацию небольшой картины может уйти и год, и больше. Рисовать быстрее, чем переделывать. В фонды галереи поступает огромное количество картин, и часто в дар, и часто от обычных жителей, и очень часто – испорченные. Наша история подарила нам несметное их число, и раньше не было таких технологий, чтобы сохранять творения в первозданном виде. Многие реставраторы пару столетий назад действовали интуитивно и использовали грубые средства: кислоты, щелочь, медные опилки, пемзу, спирты, лук. А бывало, что за реставрацию брались люди, совсем далекие от реставрационного искусства.
– Сейчас для постоянной экспозиции мы готовим царские врата XVIII века с изображением четырех евангелистов. Девушка, которая нам их передала, нашла их в доме одной пожилой дамы. Наверняка раньше они были в заброшенном сельском храме и та решила, что сможет их отмыть от грязи и черной плесени. Развела в горячей воде стиральный порошок и тряпкой протерла, уничтожив практически весь верхний красочный слой вплоть до дерева. Но, как говорится, экспонат восстановлению подлежит, и за год мы его отреставрируем и направим на выставку во дворец, – рассказывает хранитель Ната Майорова.
Соблюсти временные рамки
Тихое начало музейной акции из запасников перетекает в Тверской Императорский путевой дворец, где торжественное открытие ночной программы началось с настоящего бала. А на третьем этаже творческого пространства восточной башни открылась выставка «Венеция златая», на которой представлены произведения живописи и графики, объединенные одной темой: впечатления русских художников, бывавших в Венеции. В рамках акции «Ночь в музее» зрители имели редкую возможность видеть на этой выставке произведения из фондов галереи. Некоторые работы были экспонированы впервые. Венецианские виды были популярны среди русских живописцев и графиков в любую эпоху. Там и время текло по-другому, по григорианскому календарю. И полночь наступала не по часам, а с закатом солнца. Поэтому и музейная игра «Ночные прогулки Вивальди по Венеции» стартовала здесь в 21.30, когда по тем временам, с окончанием сумерек, наступала глубокая ночь.
Дарья ЖУКОВА
Фото автора