С 13 по 19 февраля 1989 года город Калинин стал своего рода киномеккой. Первый всесоюзный фестиваль актеров советского кино получил название «Созвездие». И к нам съехались действительно звезды. На афишах, залепивших город, в качестве символа фестиваля красовалось нечто подобное коню или пони с ножкамикарандашиками. Хилый символ совсем не сочетался с мощью фестиваля. Это были семь дней, которые потрясли город – в творческом, моральном и материальном смыслах.
Перед фестивалем была только что создана Гильдия актеров. Она и выступила организатором. К 1989 году советское кино переживало, мягко говоря, не лучшие времена. Актерам хотелось напомнить о себе, погреться в лучах славы, наконец была прекрасная возможность пополнить на фестивале свой бюджет: актерам платили не только за встречи со зрителями, но даже за игру… в футбол, хотя подавляющее число потенциальных игроков чисто физически не могли появиться на поле, да еще в заснеженную пору. Причины «нашествия» можно перечислять еще, но для горожан, не догадывавшихся о затратах, явление звезд действительно было праздником. Десятки тысяч зрителей знали актеров в лицо и называли их кумирами, выражая всеобщее восхищение.
Надо отдать должное Александру Белоусову, тогдашнему председателю горисполкома. Александр Петрович не только сиял рядом со звездами, он и его команда делали максимум возможного, чтобы фестиваль поднялся над местечковым уровнем и о нем заговорили по всей Руси великой. И заговорили.
Артистов на открытие из столицы везли на автобусах. С остановкой у кафе «Сосенка», где их хлебомсолью (и не только) встречали городские чины, оргкомитетчики и пишущеснимающая братия, позабывшая про трудовые будни. В Калинине перед цирком с кузова бортовой машины раздавались пламенные речи гостей и хозяев. Из гостей всех голосистее оказался Станислав Садальский. Он так сумел завести многотысячное сборище почитателей, что публика почувствовала себя героем. Узнаваемые звезды на эмоциональном подъеме раздавали автографы направо и налево и едва отбивались от желающих запечатлеться на память. Хорошо, что тогда еще не было цифровых камер, иначе актеры попросту не добрались бы до гостиницы «Волга» – базы отдыха и развлечений.
Торжественное открытие происходило в драматическом театре. Пускали только по бейджикам, но все равно через какието неизвестные щели просачивалась озабоченная фестивалем публика.
Автору опуса с бейджем удалось занять стул в директорской ложе. По проходу в зале фланировала Тамара Сёмина, которой сиденье не забронировали. Заметив в ложе частичную пустоту, Сёмина вежливо прокричала: «Мальчики, можно к вам?». Мальчики были не против побыть рядом со звездой, которая игриво комментировала сценический процесс и восхищалась уровнем приема.
Прием – широкое понятие. Это встречи у экранов, на предприятиях, в узких кругах. Актеров буквально зазывали на тесное общение, одаривая цветами и подарками. Но звезды, наверное, не светили бы так ярко, если бы не проявляли свои таланты в ПРОКе – профессиональном клубе. Клуб «заседал» с вечера до утра в ресторане «Волга». Вот где практически с любым артистом, чаще после полуночи, журналист мог пообщаться на любые интересующие темы, особенно когда делал заказ за свой счет.
По большому счету в ПРОКе еженощно стоял дым коромыслом и не прекращались танцы до упада под живую музыку. Среди дам блистали две Ларисы – Удовиченко и Гузеева. Они ходили под ручку, ловя восхищенные взгляды коллег по цеху и местных обожателей.
В один из веселых вечеров решился пригласить одну из Ларис на тур падекатра (понашему – медленный танец). «Не танцую», – сказала Гузеева, оглядев мой скромный прикид. «Я тоже», – произнесла Удовиченко, предварительно спросив, кого я, собственно, из себя представляю. Несолоно хлебавши пошел к своему столику, за которым сидели солидные представители местной тусовки.
Както коллега из столичной газеты поведал, что главная зарубежная звезда фестиваля Барбара Брыльска готова пообщаться с журналистами. В тесноватом одноместном номере красавицаполька встретила нас запахом неземных духов и бутылкой коньяка. Общение было легким: простота только украшает знаменитость. Актриса чувствовала себя не в своей тарелке: советские коллеги чересчур буйно проводили встречи и мешали отдыхать. Впрочем, от всего остального, в том числе города, Барбара в полном восторге. Так она наверняка говорит во всех городах в ответ на гостеприимство. Звезда согласилась сфотографироваться с полночным тружеником СМИ и даже дала варшавский адрес – для отправки ей газеты с интервью.
Другая, менее известная в СССР, но более популярная на Западе югославская кинозвезда Милена Дравич вообще поразила. Пока наши соотечественницы из мира кино откалывали канкан, Милена в потаенном уголке ресторана через приведенного ею переводчика рассказывала о своей актерской судьбе. Актриса подарила киноальбом и пару фотографий с дарственными надписями.
Соотечественники были менее щедры. Наоборот, многие звезды страшно любили халяву. Както один из популярных актеров заявился в ресторан совсем не в царском виде, а в тянучках, и на дармовое предложение «освежиться» шампанским ответил, что этот напиток не для него (сказано было проще и крепче).
Главная ошибка зрителей – отождествлять актеров с экранными героями. В быту, особенно при веселом общении, они оказались совсем не такими. Сидим с прекрасной актрисой Людмилой Шагаловой у нее в номере. Разговор о картине «Женитьба Бальзаминова», где артистка играла роль матери главного героя. «Вицину в ту пору был 41 год, а мне 38, но разве на экране это заметно?» – рассуждала Шагалова об уровне мастерства актеров советского кино. Без стука распахивается дверь. Входят два известнейших актера с вопросом: «Здесь не наливают? Пойдем дальше!».
Както договорился на следующий день пообщаться с Людмилой Целиковской. Назначила встречу на 13.00. В назначенное время скребусь в ее закрытый одноместный номер. «Не мешайте отдыхать!» – раздалось изза двери. В замочную скважину почти умолял впустить хотя бы на пять минут, но народная артистка СССР закричала так, будто пожар.
В отличие от Целиковской, простой и доступной для общения оказалась Любовь Соколова, как она говорила, «всесоюзная мать киноэкрана» и первая жена Георгия Данелия. Такой же доброжелательной была ярчайшая звезда советского кино Лидия Смирнова. В рамках фестиваля она организовала выставку кукол, которых собирала по всему миру, а журналиста, общавшегося с ней, приглашала в гости в московскую квартиру на Котельнической набережной.
В дни фестиваля выпускалась специальная газета «Созвездие». Тиражом, по нынешним меркам, немыслимым: 40 тысяч. За неделю вышло пять номеров. С оперативкой не успевали, но газета по рукам расходилась. Центром фестиваля был штаб во главе с Владимиром Ершовым (его имя носит прогулочный теплоход на Волге). Все ложились плашмя, чтобы актерам было весело, тепло, сытно.
Президент Гильдии актеров советского кино Евгений Жариков выразил огромную благодарность за сердечную встречу фестиваля: «Такого мы даже не ожидали. Организация фестиваля, работа его служб заслуживают только высшей оценки». За все дни фестиваля в Калинине перебывали более 200 актеров.
После первого фестиваля были еще два всесоюзных, а после развала СССР уже – всероссийские. И не в Калинине, а в Твери. Но такого уровня, как первый, достигнуть не могли. Да и великое кино кончилось. Остались лишь воспоминания.
Валерий БУРИЛОВ