Юрий Евгеньевич. Это имя у многих тверских фотографов, да и не только тверских, вызывает радостную улыбку. Ктото называет его добрым волшебником, ктото – самым лучшим учителем. Огромной души человек – повторяют хором бывшие и нынешние ученики. Юрий Евгеньевич Фёдоров – руководитель молодежной фотостудии «Тверь» при Дворце творчества детей и молодежи. Он единственный фотограф в Твери, который имеет в Интернете группу своих почитателей.
Среди фотографов не частое явление – желание преподавать, да еще детям. Все профессии на земле – от людей, напоминает Юрий Евгеньевич слова Сократа, и только три – от Бога: педагог, судья и врач. Наверное, поэтому сам он – больше педагог, чем фотограф. Фотография – лишь средство для воспитания прекрасного в человеке.
Чуть более 45 лет назад – а именно столько он держит в руках фотоаппарат – Юрий Евгеньевич мечтал стать хирургом. Специально год работал в военном госпитале, совмещая учебу в одиннадцатом классе с работой, чтобы поступить было легче. А потом… не решился.
Отец Юрия Евгеньевича был военным фотографом, еще перед войной преподавал в военном училище аэрофотосъемку.
– Во время войны отец должен был совершать облеты, чтобы снять объекты после бомбардировок, – рассказывает Юрий Евгеньевич. – Фотограф садился на место пулеметчика, его привязывали ремнями, и он фотографировал, как фотопулеметом. Во время войны все эти рулоны пленки проявляли днями и ночами. После войны отец служил на Дальнем Востоке, а когда демобилизовался, устроился начальником кинофотолаборатории академии ПВО в Калинине. После этого я тоже решил пойти по его стопам.
Начинал Юрий Евгеньевич со слайдов. А потом затянула система бытового обслуживания.
– Свадеб много снимали. Работали вдвоем. В одной комнате я ставил Первый концерт Чайковского, садился на подоконник и готовился. В левой руке вспышка, в правой – фотоаппарат «Киев». Перематываешь параллельно пленку, смотришь в крошечный видоискатель, чтобы поймать момент, когда молодые обмениваются кольцами, смотрят на тебя и улыбаются. В соседней комнате – пьютгуляют. Вот и бегали из одной комнаты в другую, и так до 35 пар в день.
Много тысяч фотографий, сделанных Юрием Евгеньевичем, хранятся сегодня в семейных архивах.
– В то время бывали случаи, когда фотограф после съемки свадьбы засвечивал пленку, и людям плохо становилось на нервной почве, – рассказывает он. – Свадьба всетаки один раз в жизни. Я зарабатывал тогда 760 рублей! Для сравнения: зарплата инженера составляла 120 рублей.
А потом была служба в армии. Военный госпиталь снова оказался в жизни Фёдорова.
– Фотографировал больных солдатиков – их раны, ожоги, язвы – для диссертации полковника, – рассказывает Юрий Евгеньевич. – Служил в полку обеспечения академии ПВО. Меня просили, и я учил обрабатывать слайды, а за это мне дарили увольнения.
Садился Фёдоров на трамвай и ехал за речку – домой.
После армии вернулся в систему бытового обслуживания уже фотографом шестого разряда. Его прежнее место оказалось занятым, и, чтобы обрести новое – «под солнцем», начал работать в выездной группе. Как признается, «каждый день – как врач скорой помощи: не знаешь, куда придется ехать». Но в основном это были выезды на крупные предприятия города и области, на знаменательные события: пуск троллейбуса в Чайку, открытие нового магазина…
Фёдоров был ведущим фотографом в системе бытового обслуживания, получил звание ударника девятой пятилетки. План должны были сдавать четверо, а он сдавал один.
– Мне выделяли лучшую аппаратуру, лучшие заказы. Для равновесия, конечно, брал заказы и копеечные. Едешь на такси через весь город бабулю снимать – денег потратишь больше, чем получишь. Два раза довелось снимать в колонии строгого режима в Перемерках. Меня туда запустили одного, чтобы я делал снимки освобождающихся заключенных. Братва просит: «Земляк, давай нас сфотографируй!» Суют трояк и адресочек. Ты где, спрашивают, работаешь. Я им отвечаю, а они мне: «Мы сейчас на свободу выходим, в гости к тебе придем». Вот, думаю, попал. Фотографии по адресу отослал, но в гости так и не пришли… Я брался всегда за самую тяжелую работу. И чем сложнее она была, тем лучше.
В 29 лет Фёдоров ушел преподавать в учебнопроизводственный комбинат, готовил фотографов широкого профиля. Потом был завод штампов имени 1 Мая, работа в экспериментальной школе искусств на станции Кулицкая, а потом уже Дворец творчества детей и молодежи.
В ДДМ Фёдоров пришел 20 лет назад. Помимо работы в фотостудии «Тверь» – одной из лучших фотостудий в стране, преподает фотографию студентам технологического колледжа. Юрий Фёдоров – педагог высшей категории, а свое профессиональное кредо формулирует так: «Самое главное – любить людей».
Сегодня для Юрия Евгеньевича, мастера своего дела и отличного фотохудожника, главное даже и не фотография, а его «дети». Он и идеи свои реализует через учеников. Не сам снимает, что приглядел и вычислил, а ставит когото из ребят, и они снимают.
– Я сейчас фотографирую только для души. Всю жизнь ведь снимал по заданию… Я, как художник, предпочитаю созерцать, снимать пейзажи, портреты, натюрморты, архитектуру очень люблю. Делаю акцент на качестве исполнения. Если приходит человек и просит меня его сфотографировать, я должен его снять красиво, чтобы он даже не предполагал, что таким бывает.
Бывали случаи, изза фотографий менялись и судьбы…
– А еще к нам в фотостудию каждые годдва приходят очень талантливые люди, – говорит Фёдоров. – Ира Попова пришла после одиннадцатого класса с блокнотиком: она была внештатным корреспондентом какойто газеты. Позанималась год, поехала в Красноярск на Дельфийские игры и привезла золото. Потом был Питер, а теперь она в Голландии живет и работает.
Про своих талантливых «детей» Юрий Евгеньевич говорит с теплотой учителя, который бережет в ученике и свои труды.
– Я в каждом человеке вижу сотоварища, коллегу. Мне каждый дорог. Каждый вносит в мою жизнь чтото новое. Конечно, надо учиться друг у друга. Я всю жизнь учусь. Журналы, книги… Учусь у наших ребят – такое сотворчество. Я не чувствую себя старше их. Чтобы быть с четырнадцатилетними наравне, нужно думать их понятиями. Мне это легко. Я такой же прикольный, такой же веселый. Мне нравится то же, что и им. Я их таскал в такие походы, что думал: всё, завтра не придут. Смотришь, ползут. Конечно, я за каждого отвечаю, переживаю…
А еще для фотографов актуальна тема поколений и смены технологических эпох. Както именно фотографов и операторов жизнь разделила вдруг на «старых» и «новых». И такие разные они…
– Старые мастера говорят, что годами копили опыт. Сейчас за восемь–десять занятий ты получаешь столько информации, что тебе этого достаточно, – говорит Юрий Евгеньевич. – Былые асы фотографии в растерянности. Догоняют.
Догоняет и Юрий Евгеньевич. Помогают ученики. Учат фотошопу. Записывает учитель в тетрадку, отрабатывает. Но не это главное, он же понимает. Знает ведь, что снимает не камера, а голова. Но все равно учится.
…Как же обрадовался Юрий Евгеньевич, когда пришли мы к нему в студию с Юлей Смородовой – его ученицей. И когда потом позвонила другая его ученица Юля – Глазкова. И когда заехал бывший ученик. И когда оказалось, что за полторы недели до набора в студию к нему уже просятся. Прекрасный фотограф – Юрий Евгеньевич Фёдоров, и педагог замечательный, а как человек исключительно – «добрый волшебник».
Александр ДЫЛЕВСКИЙ