Палехские шкатулки в прежние годы можно было увидеть во многих советских квартирах. Сделанные из дешевого материала, папье-маше, они тем не менее представляли собой большую ценность, и граждане хранили в них самое ценное – важные документы и украшения. Красивые и невероятно трудозатратные, стоили они очень дорого, обычно их покупали в подарок.
Если не знать историю этого художественного промысла, не может не поразить парадоксальное несоответствие утонченности стиля и довольно приземленного предмета изображения – тракторов и трактористов, рабочих с флагами и красноармейцев с тачанками. Но даже забавные картинки с Пушкиным под дубом, на ветвях которого восседает русалка, или созданные на злобу дня агитки поражали невероятным колоритом, ювелирной отделкой деталей и сложной композиционной структурой.
Загадочный оксюморон разрешается довольно просто: лаковая миниатюра выросла из иконописи и унаследовала все приемы известной на всю страну старой иконописной школы, существовавшей в Палехе с XVII века. Из своих мастерских художники уходили в другие губернии, расписывали Грановитую палату Кремля, Новоафонский монастырь в Абхазии, храмы, в том числе Троице-Сергиевой лавры.
Новое русло
После революции надобность в иконописцах пропала, более того, само искусство стало опасным. Художники остались без работы. Кто-то ушел в мануфактуры, кто-то стал лапти вязать, многие отправились на заработки. Несколько человек, объединившись, поехали в Федоскино – перенимать опыт. В этом подмосковном селе занимались лаковой миниатюрной живописью на шкатулках, сделанных из папье-маше. Этот промысел пришел в Подмосковье из Германии, куда попал из Китая. Черный фон, кстати, – тоже восточная примета.
Художники искали применения своим талантам и находили его в росписи стен, создании панно на советскую тематику, иллюстрировании книг. На выставке, в частности, представлены иллюстрации к пушкинской «Сказке о царе Салтане», созданные в 1936 году Иваном Голиковым. Именем этого художника, основателя нового направления – лаковой миниатюры, в Палехе названа улица, в честь него создан музей. В 1924 году он и другие мастера объединились в «Артель древней живописи». В этом названии четко прослеживалась связь с русской культурой, отсюда фольклорные мотивы и свойственные крестьянскому мироощущению темы – песенные сюжеты, хороводы, сенокос, охота и, конечно, поэзия, сказки и былины.
Теми же кистями и теми же красками, которыми писали образа, в такой же изумительной манере художники стали разрисовывать шкатулки и подписывать их «Расцветай, земля колхозная» и «Прокати нас, Петруша, на тракторе». Но благодаря возвышенной, небытовой манере оставалось это устремление в горний мир, что для широко распространенной в 60-е годы темы космоса, которая выглядела как волшебная сказка и древняя мечта о небе, лучшей формы, кажется, трудно найти.
Царственная нота в хоре
Замечательно высока культурная концентрация этого места: в небольшом поселке Ивановской области десять художественных мастерских, из четырех с половиной тысяч жителей 350 – действующие художники. И как в прежние времена, они ездят по всей стране и расписывают храмы.
Здесь открыто несколько музеев, в том числе Музей палехского искусства и Музей иконы, начиная с 1935 года набирает студентов художественное училище.
Палехское отделение Союза художников России насчитывает 75 человек, это довольно много для маленького района. На выставке в Твери представлено около 25 икон и 75 лаковых миниатюр 50 авторов, все они – жители Палеха, члены Союза художников РФ.
Палехское отделение СХ РФ и организовало для жителей нашего региона эту небольшую, но очень содержательную экспозицию. На ее открытии председатель отделения Василий Макашов сказал, что разные по сути лаковая миниатюра и икона стилистически очень близки – две ветви этого искусства сохранились, и их плоды приумножаются.
В 1925 году Палех приобрел мировую известность, выиграл золотую медаль на парижской выставке, что стало величайшим событием для недавно созданного Советского государства. Большую роль в развитии нового направления в искусстве сыграл Максим Горький – палехское художественное училище носит его имя. Мастерские серьезно поддерживались на государственном уровне, особенно это было ощутимо в 80-е годы.
Директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина обратила внимание, что палехская икона, как и строгановская, были очень радостными. Важно, что теперь людям открывается не только лаковая миниатюра, но и иконопись.
– В этой экспозиции представлено ее возрождение, – сказала Татьяна Куюкина. – Посмотрите, какое мастерство, какой изысканный колорит, какое интересное композиционное наполнение! В лаковой миниатюре художники сумели в изысканной форме отразить свое понимание народной жизни. Представление о России без Палеха не будет полноценным – это царственная нота в хоре, выражающем народное искусство.
Связующая нить
О том, что совсем недавно в Твери прошла выставка современного церковного искусства, напомнил председатель отдела культуры Тверской епархии протоиерей Роман Манилов. И вот еще одна, показывающая, как мастера сохранили традицию иконописи, в советское время практически утерянную.
Школой возрождения иконописи были палехские мастерские – у них полностью сохранилось иконописное понимание мира. И когда стало можно, палехская мастерская вошла в иконописное пространство современной России. Эта небольшая выставка показывает путь искусства в современной жизни, привнесение светскими изобразительными средствами того, что называют духовностью.
Как заметил отец Роман, если богатырям советского палехского периода вместо красноармейских буденовок нарисовать нимбы, получатся настоящие иконы.
Во время экскурсии, которую Василий Макашов провел для всех желающих, он среди прочего сообщил, что в иконе изменение стиля обычно связано с переменой политического строя. Так, Симон Ушаков, оставаясь на почве древнего русско-византийского письма, стал обращаться к западным образцам и писать во фряжском стиле.
А светское искусство лаковой миниатюры, выйдя из иконописи, к ней же и вернулось, потому что все приемы письма были сохранены. В связи с этим заместитель председателя палехского отделения СХ РФ Андрей Федотов рассказал, что в 80-е годы в Палех министр культуры Узбекистана привез группу молодежи, которая готовилась поступать в художественное училище. Этих ребят спросили: «Зачем вам, мусульманам, это надо?». Они ответили: «Наша иранская миниатюра древнее вашей на 600 лет. Но мы не знаем, как писать, чем писать: все утеряно». Если бы палехские художники в 20-е годы не нашли свою нишу, не пришли к шкатулкам, все пропало бы и у нас.
0+