Первого декабря в осташковском ДК «Юбилейный» прошел особый концерт: отмечали столетие.
Но на самом деле его истории чуть больше века. Будущий Дворец культуры зародился на Осташковском кожевенном заводе вместе с появлением первого театрального кружка. Тогда, в 1919 году, десять рабочих после рабочей смены стали собираться вместе в отделочной мастерской и репетировать спектакль «Коварство и любовь»(18+). Этот коллектив и положил начало созданию рабочего клуба, навсегда связанного с кожевенным заводом, и свое название клуб получил в 1980 году, когда это старейшее кожевенное предприятие страны отмечало 250 лет со дня основания.
В 1923 году на заводе был открыт клуб, объединивший и хор, и оркестр, и театралов. От этой-то даты и отсчитывают историю «Юбилейного».
Страна лежала в руинах после революции и гражданской войны, но тем нужнее было людям искусство. А в те годы особенной популярностью пользовались медно-духовые оркестры – поэтому и на кожевенном заводе создали свой. Возглавил его Николай Иванов, и самодеятельность в итоге обернулась серьезными репетициями и профессиональными выступлениями. Потом появился и струнный оркестр, причем большинство участников не знали даже нотной грамоты, но это не помешало им в итоге выступить на одной из сцен Большого театра.
После Великой Отечественной войны страна снова восстанавливалась, люди возвращались с фронта – и всем снова нужна была помощь искусства.
В те годы клуб работал с размахом: у него были целых две своих библиотеки, в нем показывали кино, проводили лекции, и это, само собой, не говоря о творческих клубах и кружках. Вообще говоря, спорт и художественная самодеятельность были обязательны для любого советского предприятия, но мало где этим занимались так увлеченно и с таким размахом. Летом в Набережном саду силами клуба проводились концерты, лекции, гулянья, игротеки…
В годы застоя на площадке в саду играл уже не духовой оркестр, как в тридцатые, а местные ВИА – тогда они были на пике популярности, и в каждом классе, на каждом курсе и уж тем более на любом заводе была своя группа. А в восьмидесятые все снова изменилось: открылось новое здание, которое работает и по сей день, а там уже появились и первые дискотеки. Хотя музыку для них отбирали под строгим надзором комсомола, а ко всем иностранным песням приходилось прилагать перевод, это никого, конечно, не останавливало. Куда сложнее Дворцу культуры приходилось с бальными танцами: на первое занятие кружка пришли сорок девушек и ни одного парня, так что руководительнице Татьяне Дикиджи пришлось переключаться на эстраду. Но финал у этой истории счастливый: партнеры нашлись, танцами в «Юбилейном» занимаются до сих пор, а некоторые ученицы и ученики Дикиджи танцуют профессионально – и даже вернулись обратно уже как преподаватели.
Сейчас здесь есть и студия брейк-данса, и «StreetOpera», где занимаются современным танцем. Но мода и стиль меняются, а удовольствие от творчества остается прежним. Кружки помогли жителям Осташкова пройти через войны, разруху и распад Советского Союза. Каждый раз люди объединялись, чтобы вместе петь, танцевать, играть или лепить из глины (при «Юбилейном» даже своя галерея есть), вместе проживать все кризисы – в частности, во время пандемии ковида перешли на онлайн-формат, но творить не прекращали.
И сейчас в этом самом крупном культурно-досуговом учреждении города, рассчитанном на 450 зрителей, едва ли не каждый день проходят концерты, праздники, фестивали, конкурсы, театральные и цирковые представления, выставки-продажи. Здесь действует 24 коллектива самодеятельного художественного творчества и восемь клубных формирований по интересам. А начиналось все сто лет назад с десяти любителей театрального искусства.