Вышневолоцкий драматический театр замахнулся на спектакль «Любовь и голуби» аж через 26 лет после выхода легендарного фильма Владимира Меньшова. На риск пошел режиссер Игорь Житинев, в 2010 году возглавлявший театр.
Автор пьесы – черемховский актер и драматург Владимир Гуркин в одночасье стал знаменитым, когда его пьесу буквально стали рвать из рук столичные и провинциальные театры. Лучшая постановка была в театре «Современник». Уже после нее Владимир Меньшов, сильно рискуя, взялся экранизировать «Голубей…».
Еще больше рискуют театры, которые ставят пьесу после знаменитой экранизации. Легко сбиться на повторы характеров, созданных киношными актерами первой величины. С другой стороны, у режиссера и актеров есть прекрасная возможность интерпретировать киношный канон. В конце концов, сколько раз, к примеру, ставили и экранизировали «Ревизора», а спектакли все без исключения были разными.
Постановка вышневолочан по пьесе Владимира Гуркина прогремела в нашем регионе. Не случайно спектакль привозили в Тверь дважды. Последний раз – в первый день февраля. Играли на сцене Дворца культуры «Металлист». Зрители, чуть ли не наизусть знающие сюжет, были приятно ошеломлены.
Спектакль вышневолочан в корне отличается от киношного варианта. В таких случаях говорят о собственном прочтении. У спектакля, по сравнению с классикой Меньшова, «труба пониже и дым пожиже»: другие возможности, включая финансовые. Но чего не отнимешь – азарта актеров, их кажущейся неуемной энергии и абсолютного желания не уподобляться комическим персонажам, а играть на полном серьезе. В спектакле нет стремления во что бы то ни стало рассмешить зрителей. Василий Кузякин (артист Алексей Чимичаков) – не гротесковый, а вполне серьезный персонаж. Ему под стать дражайшая супруга Надя (Наталья Соколова), дядя Митя и тетя Шура (Виталий Солодуненко и Таисия Назарова).
Раиса Захаровна в исполнении Анастасии Волоцкой – взрыв неуемной энергии. Мощная энергетика, пожалуй, главное достоинство вышневолоцкого спектакля. Актеры играют в унисон, нечастый в наших театрах настрой, чаще бывает – кто в лес, кто по дрова.
Отдаю должное детям Кузякиных: актерам Карине Благовещенской, Максиму Яценко, Оксане Бобровой и, конечно, одному из лучших сценографов Тверского края заслуженному художнику России Юрию Муравьеву. Сценографии можно аплодировать отдельно.
Приятно, что нынешний главный режиссер Вышневолоцкого театра Владимир Коломак не снимает из репертуара спектакль предшественника. Приятно, что актеры играют в свое удовольствие и с постоянным премьерным настроением. Хотелось бы видеть вышневолочан на областных сценах чаще. Как, впрочем, и кимряков.