В Вышневолоцком драматическом театре – премьера
Достоевского на театральных сценах ставят не часто, особенно в небольших городах. Дело это многотрудное, требующее профессионализма, хорошего литературного вкуса и большого эмоционального напряжения от режиссера и актеров. В Вышневолоцком областном драматическом театре с произведениями Федора Михайловича зрители в последний раз встречались лет пятнадцать назад. Самой заметной была почти фантасмагория по роману «Бесы» в постановке тогдашнего главного режиссера Юрия Кокорина. И вот новая встреча с творчеством писателя. Фантазией на темы сентиментальной повести «Белые ночи» коллектив театра закрывает свой 115й сезон и посвящает премьеру 190летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Режиссер – Игорь Жетинев.
«Есть чтото неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе», – пишет автор романа и сравнивает ее весеннее пробуждение с преображением влюбленной девушки. А в неверном свете белых ночей прагматик – и тот становится мечтателем, а уж мечтатель – непременно фантазером. Вот и наш герой бродит по улицам и набережным дивного города и фантазирует. Но как выразить его мечты и видения на театральной сцене? Режиссер призывает на помощь заслуженного художника России Юрия Муравьева, балетмейстера Ирину Ковалеву и композитора Валентину Иванову. На сцене появляется ретроспектива петербургских набережных, и если у зрителя есть хоть немного воображения, то он увидит парящий над водой экран, на котором отражаются тени людей. Они полны грации и пластики. Они приходят и уходят, они радуются и грустят. Вот в это туманное зазеркалье авторы спектакля и перенесли ту часть действия, в котором не участвует главный герой, он его только созерцает и сопереживает героине. А зовут ее Настенькой.
Герой молод и очень одинок. Потому что легко затеряться в большом городе, где никому нет до тебя дела. И случайно (а может, и не совсем случайно) на его пути встречается такая же одинокая барышня, да к тому же пришпиленная булавкой за юбку к старой бабушке. И нет ничего удивительного в том, что молодые люди почувствовали родство душ. Принято считать, что от одиночества больше всех страдают старики, но это не совсем так. Оно свойственно ранней юности, когда молодой человек или девушка порой неосознанно томится предчувствием любви в ожидании близкого человека, которому можно раскрыть сердце, доверить самое сокровенное. «Белые ночи» вот об этом. Игорь Жетинев, как автор инсценировки, сумел выбрать из текста повести самые волнующие и выразительные строки, он вложил их в уста своих героев. Поэтому длинные монологи и диалоги не кажутся зрителю скучными и затянутыми. А артистам Анастасии Волоцкой и Алексею Кузнецову выпала не частая на театре возможность воплотить в сценических образах порывы, мечты, душевные переживания.
«Разговорные» пьесы, где реплики практически не сопровождаются действием, обычно воспринимаются зрителями как скучные. На этот раз скуки удалось избежать. Хотя вся интрига сводится к ожиданию: придет или не придет герой романа Настеньки? Если придет, то она, вероятно, будет счастлива (а может, и нет…), зато жизнь нашего мечтателя будет разрушена. Но сценарист и режиссер последовательно и очень осторожно посвящает зрителя в перипетии судеб героев, историю их знакомства, в их мечты и надежды. В этой ситуации большое значение приобретают каждый жест и каждый взгляд артиста. Мимика, поворот головы, пожатие руки… Любая фальшь сразу станет заметна. Артистам надо быть очень искренними и настолько вжиться в роль, чтобы зрители им поверили. Актерский дуэт справился с этой непростой задачей. И если Анастасию Волоцкую зрители хорошо знают и оценили ее умение перевоплощаться на сцене, то с Алексеем Кузнецовым они еще только знакомятся. В этом спектакле он заявил о себе как артист, которому много дано, а впереди у него все разнообразие мужских ролей – было бы желание работать. Известно ведь, что знаменитыми артистами мужчины становятся чаще, чем женщины.
В 115м театральном сезоне Вышневолоцкий театр не баловал зрителей премьерами, их было всего четыре, но каждый новый спектакль имеет право надолго прописаться в афише областного театра. Это шутка по рассказу Чехова «Предложение», драма «Касатка» по пьесе Алексея Толстого, современная, но широко известная лирическая комедия по пьесе Владимира Гуркина «Любовь и голуби». И под занавес сезона – Достоевский. Этот спектакль адресован и молодежи, потому что каждому поколению предстоит пройти сквозь испытание первой любви и все, что с ней связано. Адресован и людям старшего возраста – как смутное воспоминание о далекой юности.
Нина АЗАРИНА