«Три сестры» (16+) — пожалуй, самая ожидаемая премьера нынешнего сезона Тверского академического театра драмы.
И не только потому, что предыдущая постановка «Трех сестер» выходила почти 70 лет назад. К творчеству Антона Павловича в истории театра обращались более 20 раз. Чеховские пьесы в какой-то степени стали для театра драмы талисманом. Всем памятна замечательная постановка «Вишневого сада» (16+), которой театр закрывал два года назад свой юбилейный сезон (спектакль был посвящен памяти Веры Ефремовой, многолетнего худрука Тверского театра драмы). «Вишневый сад» был представлен в версии режиссера Александра Павлишина. И вот Павлишин вновь обращается к чеховской драматургии, выбрав одну из самых сложных его пьес.
Лев Толстой ругал «Трех сестер» за отсутствие фабулы, и был в этом не одинок. На заре прошлого века, когда пьеса только вышла на сцену, ее критиковали за отсутствие новизны, за слишком банальный сюжет, за скучные сцены, за то, что действие на сцене почти не движется… Чехов и сам считал «Трех сестер» провалом, однако время расставило все по своим местам.
История трех дочерей генерала Прозорова, которые коротают дни в тусклом провинциальном захолустье, мечтают когда-нибудь уехать в Москву, но так и не смогут изменить свою жизнь, оказалась, как говорится, «сюжетом на все времена», удивительно актуальном и в наши дни. В самом деле – мало ли среди наших знакомых тех, кто постоянно говорит, что вот сейчас, вот совсем скоро жизнь их изменится, но не прилагают ни малейших усилий, чтобы действительно что-то поменять?
Сразу несколько городов России считают, что эту историю Чехов подсмотрел у них. В Перми, например, есть даже туристический маршрут «Тропою трех сестер», хотя своих прототипов исследователи обнаружили и в Вятке, и даже в далеком Томске! Действительно, бродячий сюжет.
Из Москвы для оформления спектакля Александр Павлишин пригласил Юлию Ветрову (она стала художником-постановщиком, и придумала все костюмы для персонажей) и художника по свету Максима Бирюкова. Сценография спектакля получилась действительно необычной. В первом действии герои большую часть времени проводят за накрытым столом, во втором декорации смещаются, и все персонажи проводят время перед домом Прозоровых. Который к тому же, как мы помним из пьесы, счастливым образом избежит пожара, а к концу действия практически опустеет: разъедутся сестры, покинет городок артиллерийская бригада…
Примечательно, что в пьесе «Три сестры» собственно образы самих сестер (старшую Ольгу сыграла заслуженная артистка России Дарья Плавинская, среднюю Машу – Юлия Бедарева, младшую Ирину – Дарья Осташевская) несколько затушеваны, уведены на второй план. А вот персонажи второго ряда запомнились больше. Возможно, это такое оригинальное режиссерское решение, позволяющее увидеть не только главных героинь, но и тех, кто их окружает.
Нельзя не отметить великолепную работу Екатерины Бабиновой, сыгравшей Наталью Ивановну, сначала невесту, а после и жену Прозорова-старшего Андрея брата трех сестер (акт.Алексей Майский). Екатерина не так часто получает большие роли, но ее Наталья, из миленькой хозяюшки на наших глазах превратившаяся с деспотическую «хозяйку дома», не допускающую малейшего неповиновения – несомненная актерская удача постановки. Отличная роль учителя гимназии Кулыгина, мужа средней сестры Маши (акт. Евгений Романов) – чуть ли не единственного персонажа пьесы, который живет в мире с собой, той жизнью, которая ему выпала – любит жену, любит свою работу, остается цельной личностью, потому что не мечтает о небывалом.
Алексей Майский сыграл Андрея Прозорова – человека, подававшего надежды (сестры были уверены, что он станет профессором Московского университета), но потерявшего себя в провинциальной скуке. Отставной военный врач Чебутыкин (нар.арт.России Владимир Чернышов) – мудрый резонер, который все понимает, но старается не принимать близко к сердцу. Никита Березкин сыграл штабс-капитана Соленого – возможно, одного из самых темных, жестоких чеховских персонажей, и это отличная актерская работа. Нянька Анфиса (нар.артистка России Ирина Андрианова), которую Наталья выгоняет из дома. «Три сестры» представляют целую галерею замечательных актерских работ, и не заметить этого нельзя.
Это пьеса, которую Чехов писал, можно предположить, в сильном раздражении. Его раздражали мелкие духом обыватели, которые ищут смысла жизни и считают, что достаточно сменить место жительства – и все изменится. Его раздражали персонажи, обреченные на одиночество и неудовлетворенность – именно потому, что они и сами понимают, насколько скучна и обыденна их жизнь, но ничего не могут сделать.
Критик Ермилов в свое время удивительно точно заметил, что у Чехова мечтать – не значит существовать. «Три сестры» — это история людей, которые отчаянно верят, как что-то туманное волшебным образом может изменить их жизнь. Они существуют в мыслях о том, что было бы, если бы всё было иначе. Но сами, мучаясь своим настоящим, не планируют меняться. В этом смысле Чехов гениально уловил и воплотил в драматическом произведении может быть, один из самых распространенных фантомов нашего национального характера.