В Старицком краеведческом музее открылась фотовыставка «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Иваниши Старицкого района Тверской области» и научно-практическая конференция «Возрождение древнейшей святыни Старицкой земли – церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Иваниши».
На открытие выставки приехали автор книги о церкви, кандидат искусствоведения, профессор Высшей школы реставрации А.А. Галашевич, московские, тверские, старицкие краеведы и историки. Выставку выгодно отличает от многих подобных ей не только наличие многочисленных качественных цветных фотографий этой святыни Старицкого района, но и подробная информация о храме и селе, научно выверенная и изложенная грамотным и вместе с тем доступным языком.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (ок. 1534–1542) в селе Иваниши (или Иванищи) построена вскоре после присоединения Твери к Москве при великом князе Василии Ивановиче III. Это был монастырский собор Успенского Иванишского монастыря. Строитель храма – Иван Юрьевич Шигоня Поджогин, Тверской и Волоцкий дворецкий великого князя Василия III, один из самых близких к нему людей. Попав в опалу после смерти своих покровителей, Иван Юрьевич уехал в свои владения, где основал обитель, постригся в монашество и был впоследствии погребен под полом каменного храма.
Храм, выстроенный Шигоней Поджогиным, просуществовал без изменения недолго. Вскоре около южной стороны собора возвели небольшой придел во имя апостола Иоанна Богослова. В 1764 году Иванишский монастырь упразднили. Собор превратился в обычную приходскую церковь.
В 1868 году придел расширили. Старый придельный храм Иоанна Богослова при перестройке бережно сохранили, а вновь пристроенный освятили во имя преподобного Сергия Радонежского. Последний большой ремонт храма был произведен в 1928 году старанием старосты Василия Григорьевича, старицкий живописец Ксенофонт Ермаков расписал трапезную.
В 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был репрессирован.
В середине 1960-х годов Иванишская церковь пришла в аварийное состояние.
В 1969 году, под руководством известного архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера, начались исследования и реставрационно-консервационные работы по храму. Но храм снова оказался никому не нужен.
Лишь в начале 2000-х годов местный уроженец Андрей Борисович Кольцов решил на свои средства возродить древний храм. Начались исследовательские и противоаварийные работы по церкви. Для подготовки проектной документации по памятнику был образован коллектив из специалистов научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл». Предпринятые работы вывели здание из аварийного состояния, что позволило одновременно с производством работ проводить в храме и трапезной постоянные службы в дни двунадесятых и престольных праздников.
В конце 2006 года с благословления Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем Успенской церкви назначен священник Иоанн Носков, и вскоре в храме начались регулярные богослужения.
Проведенные исследования не выявили в основном объеме храма никаких следов древней живописи. Существующие в настоящее время росписи основного храма, вероятно, возникли около 1830-х годов. К сожалению, многие живописные композиции сохранились плохо, а на южной стене церкви они почти полностью исчезли из-за продолжительного намокания стен. Росписи были выполнены клеевыми красками, в нежных голубовато-розовых тонах. Уникальной особенностью этого ансамбля служат нигде более в росписях на территории Тверской области не встречающиеся композиции, скопированные из одного из альбомов гравюр с шедевров итальянских мастеров эпохи Возрождения, в том числе Рафаэля и Тициана.
К сожалению, реставрационные работы по Успенскому храму в настоящее время прекращены, а один православный приход вести их не в состоянии. Для привлечения внимания к проблемам уникального памятника возможно большего числа людей и открылась нынешняя выставка.
Павел ИВАНОВ
Фото автора