Художественный музей вывозит свою коллекцию
Почти шестнадцатилетняя эпопея с реставрацией Императорского Путевого дворца в Твери, кажется, выходит на финишную прямую. Уже в мае, по графику Всемирного банка, выделившего на реставрацию 3,2 миллиарда рублей, здание должно быть полностью освобождено, а областная картинная галерея, соответственно, должна покинуть его со всеми своими экспонатами.
В целом все работы по подготовке к переезду ведутся с соблюдением графика. Есть надежда и на то, что график реставрации самого дворца тоже будет соблюден.
– Я, как любой житель России, привыкла со скепсисом относиться ко всяким обещаниям, в том числе и в смысле сроков, – говорит директор галереи Татьяна Куюкина. – Но, видя, как скрупулезно и даже въедливо Всемирный банк подходит к решению всех вопросов, все же не вижу оснований сомневаться в том, что через обозначенные в документах тридцать месяцев все работы будут завершены.
Действительно, шестнадцать лет «реставрации» – достаточно большой срок, чтобы не верить уже ничему. Но Татьяна Савватеевна уточняет:
– Я не стала бы вообще всерьез говорить о том, что было раньше, о какихто «потерянных миллионах». Реставрация дворца стоит миллиарды. И на их фоне все, что было раньше, – всего лишь заплатки, латание прорех. Нужно было одно, разовое, достаточное для решения всех вопросов реставрации в комплексе, вливание. Чтобы, условно говоря, не красить стены и белить потолки, а начать с самого фундамента и – до крыши.
И именно о таком, комплексном, проекте идет речь в договоре, который смогли заключить в прошлом году областная власть, Правительство России и Всемирный банк. Готовился он долго, и не сказать, что легко. Но не было бы его, продолжалось бы финансирование «по чутьчуть». В таком случае говорить о реставрации было бы, по большому счету, бессмысленно.
Итак, галерея уже почти готова к переезду. Что, кстати, в некотором роде даже удивляет, поскольку непосредственно на упаковку и перевозку экспонатов был отведен срок, казалось бы, немыслимо короткий: всего два месяца. Хотя, конечно, подготовка к транспортировке, реставрация, консервация начались примерно за год до этого, но все же… Достаточно сказать, что упаковывать и складировать экспонаты приходится ровно на тех же площадях, где они и экспонировались. Предполагалось выделить для этих целей помещения библиотеки и научного архива, но они и сами «пакуются» ровно в те же сроки. А ведь не стоит уточнять, что экспонат в «рабочем» состоянии и упакованный специальным образом – это «две большие разницы» и два совершенно разных объема.
Потому в помещениях картинной галереи сейчас в прямом смысле не протолкнуться. Раньше намеченного пришлось закрыть два зала и свернуть выставку графики Шишкина (а аккурат после этого, кстати, потекла крыша над одним из действующих залов). В общем, сейчас коробками и ящиками заставлено все, включая коридоры и каморки под лестницами. Не стоит забывать и определенные трудности кадрового порядка: свои грузчики штатом не предусмотрены, коллектив в основном женский…
Но есть и помощники. И «по договору», и просто так, по собственному желанию. Занимается упаковкой экспонатов специализированная фирма «Кунстшпедицион АПВ», рекомендованная для этих работ не кемнибудь, а самой Третьяковской галереей. Регулярно помогают студенты Тверского филиала СанктПетербургского инженерноэкономического университета. Случается и помощь неожиданная, а оттого тем более приятная. Так, питерская фабрика «Музейные технологии», с которой галерея сотрудничает уже давно и успешно, вместо двух заказанных валов для накатки на них так называемых «большемеров» (полотен большого размера) прислала три. Один – в подарок от фабрики. Как говорится, пустячок – да приятно. Хотя, в общемто, и не совсем пустячок, учитывая стоимость таких изделий, изготавливаемых штучно.
Работы в новом пристанище галереи – бизнесцентре «Донской» – тоже идут полным ходом. И простыми их тоже нельзя назвать, ведь к помещениям, предназначенным для таких целей, есть свои требования, и весьма строгие. Но ничто пока не вызывает сомнений в том, что и они будут полностью соблюдены.
В общем, галерея на чемоданах. Ждем переезда. А потом будем ждать возвращения…
Игорь БОГАТЫРЁВ
Фото Бориса МИХАЙЛОВА