Первые семь минут на сцене царит непроглядная темнота. Кажется, это самое необычное по форме действо из тех, которые шли, на моей памяти, на сцене Тверского академического театра драмы вообще. И не только в начале. Ведь еще сам драматург усложнил задачу всем режиссерам мира, собирающимся ставить его творение, обозначив правила игры: свет – это тьма, а тьма – это свет. Итак, тушите свет! «Черная комедия»…
История повествует о том, как богатейший немецкий финансист, любитель современного искусства, обращает внимание на фотографии скульптур неизвестного молодого художника и желает нанести ему визит. Но вот незадача: в этот вечер в квартире творца выходит из строя освещение.
Стоит отметить, что режиссер Борис Михня очень плавно вводит зрителя в курс дела. Этому способствует интермедия, которая сразу настраивает на нужный лад, а также обозначает: речь пойдет об искусстве.
Кроме того, это еще и дополнительные штрихи к образу главного героя, чей «нервозный и мнительный» характер так, не побоюсь этого слова, мастерски воплотил Геннадий Бабинов! Ведь Бриндсли – Творец. О таких говорят: творческий человек. Актер так живо беспокоится, что произойдет с незадачливым представителем богемы, так естественно живет в его шкуре, как будто многое из того, что делает, – стопроцентная импровизация.
Это не значит, что другие актеры на его фоне выглядят не столь внушительно, просто хочется выделить новую, опять же не побоюсь сказать, ярко засиявшую звезду на тверском театральном небосклоне. Простите за каламбур, во «тьме» «Черной комедии».
Что же еще скрывается в ней? Точнее, как мы уже уяснили – высвечено софитами. Очень органичная игра актеров. И это не дифирамбы ради дифирамбов. Ждал всякого. Но настолько естественными были движения, как будто лицедеи и вправду двигались в темноте. (Конечно, были и сценические условности.) При том, что, напомню, горел яркий свет.
И в нем были видны как продуманные и тщательно подобранные костюмы, так и парики и прически, которые не были самоцелью, а служили дополнением к характерам героев.
Но при этом все-таки главный смысловой посыл кроется в философских вопросах, которые ловко затемнили авторы – как пьесы, так и постановки – за комедийной составляющей. Это и банальные – положительное и отрицательное, настоящее и поддельное, важное и незначительное, что кроется в темноте. Помимо этого, в голову лезут такие ассоциации, как «темный человек», «учение – свет, а неученье – тьма», «тьма чеголибо (вопросов, народу, мыслей и т.д.)», «Свет и Тьма», в конце концов, и т.д.
Ведь, в сущности, во мраке не видно – кто шут, а кто король, кто желает вам добра, а у кого враждебный замысел, да и вообще – кто что скрывает, кто за кого себя выдает. Остается лишь голос, и нужно уметь договориться. И перестать скрывать друг от друга что-либо.
Итак, для того, чтобы понять – всё ли тайное в этой истории становится явным, необходимо просто один раз увидеть.