Это была самая долгожданная премьера. Фильм «Географ глобус пропил» по одноименному роману Алексея Иванова снял Александр Велединский, известный российской аудитории по картине «Живой».
Герой нового фильма Виктор Служкин на первый взгляд – обыкновенный ленивый интеллектуал, разбазаривший свою жизнь через «дырявые карманы». Чтобы хоть както прокормить жену и дочь, он устраивается работать в школу учителем географии. Школьников он презирает, ученики его ненавидят. Ни Служкину, ни молодому поколению не нужна география, не нужна школа – вообще ничего не нужно.
Играет Служкина Константин Хабенский.
Герой фильма олицетворяет поколение, которое растеряло ориентиры, махнуло рукой на все, кроме некоей глубоко личной философской основы существования. Он не гротескный неудачник – он самодостаточен: не живет с натугой, но играючи идет ото дня ко дню. Очень интересный образ, один из самых удачных и личностных за последние годы в отечественном кинематографе.
Фильм делится на две части, и, несмотря на одну историю, это почти два разных фильма. В первой части мы видим неудачный брак, немые грезы, внутреннюю неустроенность, брожение по адресам, катание на качелях и прыжки в пустоту. Вторая часть – удавшаяся попытка вырваться. Пусть в никуда, но на свободу.
Дети в жизни Служкина, как его дочь, так и ученики, – это необходимость, которая есть. Дочь он любит, но… из детского сада забрать забывает. Свой класс он называет серой массой, но… во второй части фильма эта «серая масса» обретает лица, имена. Герой видит, что они – люди, и они «болеют» тем же, чем и сам Служкин, но в свои пятнадцать. И среди них – Маша (Анфиса Черных). Она в свои юные годы поражает глубиной взгляда и мыслью. Это будущая женщина, миссия которой – жалеть и посвящать себя комуто. Женщина не для брака, не для быта – для мечты. Это понимает и Служкин, делая усилие над собой не просто потому, что боится преступить закон, а потому, что боится саму Машу, как мы боимся испачкать чистое стекло сальными пальцами.
В фильме много слоев, его можно смотреть не единожды. И он не грустный, не оставляет безысходного чувства пропасти впереди. Так нужно уметь и жить, и снимать. «Ж… па мира» не в Перми, как думают ученики Служкина, не гдето еще, где в затонах ржавеют и умирают дебаркадеры. Она – в душе. Когда жена уходит к другу, когда жизнь расклеилась и захлюпала, спасает одно: «становиться святым». Эта шутливая формулировка, высказанная Служкиным, спасает на время его собственную жизнь. Нужно любить людей просто так, потому что «любовь – она всегда настоящая». Вглядываться в людей и не делать серьезного вида: «смеясь над собой, ты лишаешь этой возможности других». Нужно быть честным, и тогда самый смертельный порог может быть преодолен.
Лучшая картина уходящего года. Самая честная.
Мы всегда смотрим самое новое кино в киноцентре Silver Cinema (ТРЦ «Рубин»). Дружелюбный персонал, комфортные и просторные залы – все это делает просмотр приятным, позволяет полностью погрузиться в атмосферу фильма.