Природный материал помогает избавиться от плохого настроения и недугов
Многие знатоки народного творчества говорят: искусство лечит. Не в переносном плане – на самом деле помогает сохранить здоровье. И дело тут даже не в старинных поверьях, обережной символике или особой светлой энергетике. Все намного практичнее.
Актуальный тренд
Очередное подтверждение этому мы заметили на фестивале народных ремесел «Золото рук человеческих», что недавно прошел в Торжокском районе. Молодая женщина выбирала на ярмарке глиняные игрушки, при этом рассказывая подруге:
– Всем родным подарю. По нынешним временам это почти что предмет первой необходимости, как медицинская маска в общественных местах. Игрушка-свистулька – прекрасный инструмент для дыхательной гимнастики, помогает прийти в норму после перенесенных ОРВИ, бронхита, а то и чего похуже. А если восстанавливать дыхательные пути надо ребенку – незаменимая вещь. Упражнения-то делать ему лень. А дашь глиняную игрушку – только свист стоит.
Мастер, который и привез на фестиваль всю эту красоту, замечает:
– А ведь это действительно так, игра на глиняных свистульках и вправду считается одной из самых эффективных дыхательных гимнастик. А лепка из глины помогает развивать мелкую моторику, а значит, реакцию, память, сообразительность. Не говоря уже о том, что это занятие – экскурс в историю, возможность познакомиться с самыми древними традициями. Мы же работаем с таким благодатным материалом – с самой почвой, родной землей. Прикосновение к ней дает и силы, и здоровье, и чувство прекрасного.
Когда вам дарят солнце
Знакомьтесь: этот мастер – Владимир Ситников, профессор филиала РГГУ имени Косыгина. Он знает о глиняной игрушке, наверное, все, занимается этим ремеслом уже более 30 лет и щедро делится своими знаниями в сфере народной культуры со студентами, увлеченными ребятишками и их родителями.
– Я убежден, что народную культуру следует воспринимать комплексно, – говорит Владимир Иванович. – Так, моя основная специализация – музыка. Но, чтобы понимать, и тем более изучать народную музыку, надо знать историю происхождения инструментов, на которых она исполнялась, представлять технологию их изготовления. А ведь каждый из таких инструментов часто был уникален, музыкант лично изготавливал его для себя. Пастух традиционно сам делал себе рожок. А в фольклорных экспедициях я встречал стариков-балалаечников, которые говорили: мол, эту балалайку-восьмиклинку я еще в молодости смастерил.
И народная поющая керамика – это огромный культурный пласт. Ее изготавливали для определенных целей, с определенными мыслями и пожеланиями. В самой форме, в узорах зашифрована глубокая символика. Это не просто конь – это символ солнца. Это не просто фигура женщины – это олицетворение матери-Земли. А вот эта, с поднятыми руками, ассоциируется еще и с мировым древом. И, если вам дарят такую игрушку, вам дарят не просто сувенир, а солнце, плодородие и защиту, память и долголетие рода.
Двух одинаковых игрушек не бывает
Владимир Иванович показывает птичек-жаворонков. Такие служили обрядовым инструментом для закличек, для призыва весны. Здесь два игровых отверстия, этого достаточно для простейшей архаичной мелодии. А вот окарина – это уже род флейты. Изучение народной керамики позволяет отследить весь этот путь, от самой незатейливой свистульки до сложного инструмента.
Интересуюсь: а правда ли, что глиняная игрушка – один из аутентичных промыслов тверского края? Во всяком случае, новоторжская игрушка широко известна. Вот и она, кстати: самая изящная и нарядная. В Торжке свой стиль: местную игрушку как бы «вытягивают» в высоту и декорируют множеством мелких налепных деталей, раскрашенных в яркие цвета. На глиняном корпусе, не тронутом краской, это выглядит как россыпь самоцветов и сразу отличает наш, местный «бренд» от игрушки каргопольской (с раскрашенным корпусом) и хлудневской, которая тоже отличается особым стилем росписи: мастер условно прорисовывает перья-полоски на крыльях птиц, элементы одежды и т.д. и украшает игрушку символическими знаками.
Владимир Ситников творит в каждом из этих стилей. И подчеркивает: двух одинаковых работ не бывает. Невозможно слепить вручную два совершенно идентичных корпуса фигурки, а различная форма требует различной росписи и ее композиции. Поэтому каждая игрушка неповторима.
Эта нить не должна рваться
И раз уж заговорили о новоторжской игрушке, мастер напоминает: этот стиль как раз правильнее было бы назвать авторским, основанным на народных традициях.
– Да, на территории Верхневолжья гончарное дело, а значит, и керамическая звуковая игрушка существовали издревле. Но канули было в Лету. И тот промысел, который вновь появился в Торжке в 1975 году, по сути, – детище наших современников – искусствоведа и краеведа Галины Климовской и первых мастериц прмысла: Лилии Заварзиной, Нины Стекольниковой, Нины Никаноровой, Татьяны Сендеркиной и других. То, что сегодня существует новоторжская керамика, – их заслуга. Облик игрушки, новоторжский стиль основан на результатах поиска своей особенности и сравнения с другими региональными традициями, на выборе лучших авторских находок мастеров промысла. Весь путь пройден самостоятельно. В отличие от каргопольской, к примеру, игрушки, где секреты мастерства передавались напрямую, из рук в руки, от отца к сыну или от деда к внуку. Там веками сохранялись династии гончаров. Их слава жива и поныне – Дружинины, Шевелёвы, Ульяна Бабкина. Полагаю, это очень важный момент для сохранения народного искусства: живая передача знаний от мастера к ученику. Эта нить не должна рваться.
Именно этим профессор Ситников и занимается: живой и увлекательной передачей знаний. Студенты РГГУ, получив дипломы, идут работать в музеи, библиотеки, дома народного творчества, детские художественные и музыкальные школы. И несут уже своим ученикам и зрителям то чуткое, трепетное отношение к народной красоте и истории, к традициям и обычаям родной земли, которое привил им профессор.
Семейная школа
А кроме того, немалую часть времени Владимир Ситников посвящает преподаванию в Семейной школе народной культуры в деревне Устиново Калининского района. Здесь каждый ученик может найти себе занятие по душе: музыка, лепка из глины и другие прикладные ремесла, организация народных праздников.
– Сегодня очень много внимания уделяют формированию социокультурного пространства в регионе. И начинать надо, безусловно, с глубинки, – отмечает преподаватель. – С одной стороны, именно деревня всегда была хранительницей традиций. А с другой – здесь очень актуален вопрос яркого, познавательного культурного досуга, особенно детского и семейного. Поэтому мы позиционируем себя именно как семейная школа. Наш главный принцип: на занятия ребенку лучше приходить со взрослыми. Очень важно, чтобы рядом с малышом, когда он пытается петь, лепить, перебирать струны, были мама, папа, бабушка.
Действительно, кто лучше родителей знает, как подбодрить ребенка, успокоить его перед публичным выступлением, найти правильные слова, чтобы преодолеть трудности, объяснить какой-то особенно сложный материал?
Владимир Иванович рассказывает о семье Галкиных. Папа Андрей привел на занятия сына Глеба. Глебу интересны гусли и гармонь, и слух, и голос в наличии. Но мальчугану не всегда хватает сил и терпения в музыкальных занятиях. Пришлось папе тоже браться за гармонь: а давай, сын, вдвоем споем да сыграем. Вместе не страшно, двое не один, маху не дадим.
– И действительно, мальчуган раскрылся, его способности получили мощную подпитку, – говорит преподаватель. – Оказалось, что папа тоже очень талантлив. Теперь это музыкальный дуэт: отец и сын уже выступали на фестивалях регионального уровня, вполне успешно.
Педагог подчеркивает: для ребенка так важно видеть, что родители разделяют его интересы. Это самый крепкий фундамент для уверенности в себе. Но заложить такой фундамент не единственная цель Семейной школы народного творчества. Есть и другая, не менее важная. Ведь каждое занятие в школе дает немало пищи для разговоров, обсуждений, поиска правильных «ключей» и подходов в деле воспитания, для обмена радостью по поводу успехов и новой интересной информации.
А значит, уже по дороге домой начнется диалог между поколениями. Отцы и дети будут спорить, делиться впечатлениями, говорить о культурных традициях России. Наверное, именно в этом и заключается преемственность.
Маргарита Васильева
Фото: Владимир Ситников