В прокате стартовала комедия «Горько!» – картина, которой удалось вырваться из лекал и «тупого кривлянья», и «доброй новогодней сказки», ставших столь привычными в «современной российской комедии».
«Жизненно». Это главное слово, которое можно было услышать при выходе из зала. Действительно, очень жизненно. Нам ли привыкать «ржать» над собой (именно «ржать», а не просто смеяться), продолжая оставаться посмешищем для самих себя? Это как просматривать с утра вчерашнюю пьяную свадьбу, где ты творил такие финты, после которых стыдно, но «ржачно».
Суть фильма проста. Парень с девушкой планируют свадьбу. Роман – журналист местной газеты, парень из обычной семьи, в которой брат уже отсидел, батя всю жизнь занимается изготовлением рыбных блесен, а мама – эдакая большая женщина с громким смехом и отсутствием комплексов. Родители Наташи, которая работает в службе протокола газовой компании, – другого полета люди. Местная элита, чиновничья прослойка. И вот люди с разных полюсов жизни оказываются на удивление единодушными в подходе к организации свадьбы своих детей.
Свадьба – это ритуал, сквозь призму которого просвечивают культура, традиции, вкус. Потому, наверное, именно свадьба и стала объектом безжалостного «скальпирования» в кинокомедии «Горько!».
Сегодняшняя российская среднестатистическая свадьба с «памятниками», «подвязками», «Лепсом» и прочими атрибутами веселья известна каждому. Но снять такую свадьбу в кино очень сложно – чтобы эта вакханалия получилась не просто тупым набором кривляний и драк, а лакмусовой бумажкой, изменение цвета которой – это зрительский смех. На свадьбе в картине представлены многочисленные типажи нашей нынешней жизни, от которых становится нестерпимо грустно. Это ведь не «тупые американцы» кривляются, но наши соседи, наши родственники, мы, в конце концов. А смеяться над собой всегда неприятно.
Возможно, настоящая комедия и должна быть немного грустной, только тогда она не пустая. В жизни не бывает абсолютного веселья, и не зря наши мамы твердили нам, когда мы надрывали животики: «Истерический смех – всегда к слезам».
Комедия получилась. Очень жизненная, вся завязанная на пьянке, на не знающем меры веселье, которое… всегда кончается плохо. Поняли ли те зрители, кто откровенно ржал, рассыпая свой попкорн, что это – про нас всех, неизвестно.
Российская комедия, в которой некогда блистали неподражаемые Гайдай, Рязанов, Данелия, как будто на распутье. Она пока не оформилась, не поняла, кому должна нравиться: умному зрителю или неприхотливому искателю зрелищ и «расслабона». Пока в наших комедиях много и громко падают, заимствуют западные поведенческие штампы в виде мальчишников со стриптизом, но все больше появляется тех оттенков, которые делают комедию не гротескно, а понастоящему социальной, а оттого грустной. Отдельно хочется отметить сложную, а местами и виртуозную работу оператора Дмитрия Грибанова. Ну и, конечно, режиссера Жору Крыжовникова за неординарный подход к избитой теме.