19 мая в 18.00 в славянском зале библиотеки имени Горького состоится очередная лекция религиоведческого лектория — «SINE TUO NUMINE NIHIL EST IN HOMINE»? Гуманизм и христианство: из истории взаимоотношений. Читает магистр религиоведения Александр Валерьевич Кольцов.
Тверская и Кашинская епархия, Богословский центр преподобного Никодима Святогорца, Николаевский Малицкий монастырь и Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М. Горького проводят общедоступный религиоведческий лекторий, приуроченный к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.
Очередная тема религиоведческого лектория — «SINE TUO NUMINE NIHIL EST IN HOMINE»? Гуманизм и христианство: из истории взаимоотношений.
В XII веке папа Иннокентий III произнес: «Кроме Твоего величия ничего нет в человеке». А апостол Павел вслед за вопрошанием псалма: «Что есть человек, что Ты помнишь его?» — говорит: «И Освящающий и освящаемые, все — от Одного: по этой причине Он не стыдится называть их братьями». В ХХ веке богословы будут говорить об особой значимости человека в глазах Бога, что митрополит Антоний Сурожский выразит в утверждении: «Бог верит в человека». Кажется, в христианстве нет однозначной оценки представления об особом достоинстве человека – при том что этот вопрос возникал во все периоды истории христианской Европы.
Гуманизм как мировоззрение, провозглашающее величие и благородство человеческой природы, был центральным явлением культуры Возрождения. Но нельзя утверждать, что гуманизм был порождением Ренессанса: интеллектуалы и художники рассуждали о красоте человеческого тела, о всемогуществе разума и самоценности личности, будучи очарованными античными памятниками. Впоследствии принципы гуманизма будут лежать в основе поразительного оптимизма эпохи Просвещения, в ХХ веке европейцы устремятся в паломничество в экваториальную Африку ради того, чтобы увидеть величайшего гуманиста своего времени доктора Швейцера, а в 70-80-х годах советские литература и кинематограф обратятся к теме безусловной ценности всякой человеческой личности. Рассмотрение этих явлений с точки зрения религиоведа – то есть постановка вопроса о религиозном измерении гуманистических принципов и их оценке со стороны христианских авторов – обнаруживает особые мотивы в истории европейской религиозности.
Справки по тел. 34-37-55