Достоверность. Вот ключевая идея, которая объединяет театр и музей. «Так это было» – лейтмотив, что звучит и в музейных, и в театральных залах. Музей – место, где бережно сохраняется историческая правда. Театр – место, где веришь: все, происходящее на сцене, – это и есть правда жизни.
Поэтому в Ночь музеев в Торжке прошел музейно-театральный эксперимент, организованный Всероссийским историко-этнографическим музеем и музеем МХАТ. Жители и гости Торжка увидели МХАТовскую постановку в Гостинице Пожарских, погрузились в историю театральной династии – и это было только начало праздничной программы «Приоткрывая занавес».
На открытие Ночи музеев в Торжок прибыла министр культуры Тверской области Ксения Глинка.
– Мы присутствуем на потрясающем, уникальном событии. Особенно значимо, что оно происходит в трижды юбилейный год: в 2023 году мы празднуем 125-летие со дня создания Московского художественного театра имени Чехова, 35-летие ВИЭМ, недавно отметили 200-летие со дня рождения Александра Островского, без гения которого невозможно представить русскую культуру и русский театр, – сделала акцент Ксения Глинка.
Дух Островского все еще незримо присутствует в Торжке, мероприятия Ночи музеев были посвящены его памяти. Началась праздничная программа со спектакля о судьбе основателя Московского художественного театра имени Чехова. Эта постановка уникальна еще и тем, что это – история семьи, бережно сохраненная потомками. Создатели спектакля – внук великого режиссера, Василий Немирович-Данченко, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, и его супруга, Анжелика Немирович-Данченко, лауреат театральной премии имени К. Станиславского, профессор кафедры фортепиано Московского Государственного Университета культуры.
Атмосфера
Восхищенный зал погружается в атмосферу конца XIX века и бурного начала века двадцатого. Зрители вникают в идеи беспокойного режиссера и соглашаются с доводами Владимира Немировича-Данченко: русскому театру необходима реформа. Присутствуют при его историческом разговоре со Станиславским, видят, как рождается идея создать по-настоящему народный, общедоступный художественный театр. Возникают образы Толстого, Чехова, Горького, ещё молодого, но уже гениального композитора Шостаковича, мецената Саввы Морозова … Всех, кто имел отношение к золотому веку русского театра.
И хочется воскликнуть: «Верю!» Ведь в основе спектакля – подлинные письма и воспоминания создателей МХАТа и их друзей и единомышленников.
– Для нашего спектакля этот год тоже юбилейный, 30 лет, как он идет на сцене МХТ имени Чехова. И было чрезвычайно интересно участвовать в этом театрально-музейном эксперименте. Безусловно, атмосфера и легенда места играет большую роль. Когда мы вошли в этот зал, он нас словно обнял. И да, между музеем и театром действительно существует очень прочная связь. Сегодня драматургия обретает новые формы, часто театр черпает вдохновение в истории, питается знаниями и достижениями музеев. А сыграть на сцене можно все – вплоть до архивных документов… Что, собственно, мы и делаем в этой постановке, – прокомментировала Анжелика Немирович-Данченко.
Под эгидой Островского
– Эта Ночь музеев проходит под эгидой Островского. Дом Островского – это, конечно, Малый театр. А МХТ – это Чехов. Но и Островский, и Чехов – мастера психологии, их творчество строится на глубоком знании человеческой души, реалий русской жизни. Владимир Иванович Немирович-Данченко соединил эти два имени, обозначив путь развития театра «от Островского к Чехову». Сегодня есть два варианта театрального искусства: развлекательная концепция и углубление в жизнь. Правда жизни – это и есть главный принцип МХАТ, – добавил Василий Немирович-Данченко.
После короткого перерыва – следующий спектакль. Точнее, иммерсивная театрализованная лекция «Островский. Всегда». Диалог со зрителями ведет «Вне… театр», художественный руководитель – актер и режиссер Московского драматического театра имени Ермоловой Григорий Южаков. Посетители Ночи музеев побывали «на судебных процессах» (Островский в молодости работал в канцелярии суда), состязались в знании русских пословиц (многие из них стали названиями пьес), узнали, как всего в пяти фразах передать характер и предсказать судьбу персонажа. И попытались найти ответ: почему произведения Островского неподвластны времени и актуальны даже 200 лет спустя.
А пока Торжок наслаждался постановками московских театров, посетители Дома-музея К.С. Станиславского ощутили запах черемухи над Тверцой и Волгой. ВИЭМ привез в Москву этнографическую программу «Уездный город Черемухин».
– Это развитие проекта, который был начат в прошлом году. Тогда мы с Государственным музеем-заповедником «Бородинское поле» решили устроить в Ночь музеев сюрприз посетителям – обменяться площадками. В Торжок приехали гусары, а мы представили этнографическую программу в Бородино. Идея оказалась востребована, к проекту подключились наши коллеги из других регионов. Теперь команда музея-заповедника «Бородинское поле» поехала в Казань, в Бородино прибыл национальный музей Республики Татарстан, а мы продолжаем эксперимент, обменявшись площадками с музеем МХАТ. Мы представили увлеченным театралам образ уездного купеческого города, каким его увидел Островский, посетители Дома-музея Станиславского открыли для себя этнографические традиции, обряды народных праздников, правила салонных игр, познакомились с уникальными ремеслами Верхневолжья и воссоздали под руководством мастеров удивительные мотивы новоторжского золотного шитья, металлизированного кружева и набойки по ткани, – рассказала директор ВИЭМ Ирина Жукова.
А завершился вечер великолепным концертом джазовой музыки. Перед жителями и гостями Торжка выступил один из самых ярких коллективов Тверской филармонии – квинтет «No Indifference».