О воспитательной роли «важнейшего из искусств», о полувековой истории первой в России кинообразовательной школы – ее создатель Олег Баранов
Эту историю хочется начать со слов, написанных на обороте фотографии: «Олегу Александровичу в знак благодарного уважения. Спасибо за все прекрасное… Кем бы я ни стал, обещаю всегда быть человеком в Вашем понимании этого слова». Апрель 1963 года.
Это слова ученика – своему учителю. В них сосредоточено все то, что вкладывал в детей вот уже пятьдесят четыре года стоящий за учительским столом Олег Александрович Баранов (на снимке). А делал он это своей любовью к детям и… языком кино.
Наша беседа состоялась на следующий день после того, как Олегу Александровичу «стукнуло» две семерки. Этой весной профессор, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов России, отличник просвещения, заслуженный учитель России прекращает свою профессиональную деятельность.
Мы в киномузее ТвГУ (корпус филфака), нас окружают бесчисленные фотографии актеров, режиссеров, съемочных процессов, рядом бюст Александра Довженко. История, которой уже более полувека, начиналась здесь же, и эта история – не просто повествование, а сложный путь к уникальной кинообразовательной методике, равной которой не было нигде в СССР.
…Шел 1957 год. Тогда школыинтернаты росли как грибы после дождя. Школаинтернат № 1 открылась на базе 27й школы (ныне 22я школа). Вскоре интернат перебрался в новое здание. Сегодня здесь филфак ТвГУ.
Олег Александрович в интернате преподавал физику.
– Все началось отсюда, вот с этого киноаппарата, – Баранов кладет руку на старый, до сих пор исправный и как будто теплый киноаппарат «Украина». – В то время школаинтернат имела право показывать бесплатно два фильма в месяц.
Возникает кружок киномехаников. Ребята осваивают технику, теперь они могут показывать кино самостоятельно.
Но возникает другая проблема. После фильма хочется обсудить увиденное. Знаний не хватает, книг нет.
– Ребята писали много писем. Мы вместе учились их писать, чтобы читать их было интересно, чтобы адресату захотелось ответить, – вспоминает Баранов. – И ты берешь домой пачку детских писем и исправляешь, переписываешь. Нам отвечали Раневская, Козловский, да не перечислить всех…
На базе школы был создан настоящий кинотеатр: с директором, механиком, билетером. И все ребята. А потом родился и дискуссионный молодежный киноклуб имени А.П. Довженко. В нем участвовали 300 из 400 воспитанников школы, работала своя любительская киностудия.
– Мы объехали с ребятами все киностудии страны. Посещали театры, поэтому ребята широко приобщались к искусству, – вспоминает Олег Александрович. – Чтобы достать денег на путешествия, при школе ребята держали свиноферму. В сентябре покупали десять поросят, в мае сдавали на мясо.
Поэтому, когда творческое развитие коллектива дошло до подготовки теоретических конференций, ребята были подкованы и развиты в своей теме на отлично.
Эти конференции – удивительное явление того времени, которое, впрочем, удивительно и сегодня. В школу-интернат приезжали ведущие деятели кино, вся профессура ВГИКа была здесь. Для чего? Чтобы поговорить с ребятами, ответить на их вопросы. И вопросы были не детские.
– Смотрите, – Баранов показывает на стену с фотографиями. – Вот кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Первый бал Наташи. Видите, люди стоят? Мои ребята. Это удивительная история. Бондарчук снимал под Калинином несколько эпизодов для эпопеи. По просьбе Юлии Ипполитовны Солнцевой приехал к нам на встречу со съемочной группой. Представляете себе? Но он то ли устал, то ли еще что, что на вопросы отвечал односложно и вяло. «Какова взаимосвязь между грузинским кинематографом и итальянским неореализмом?» – спросили его школьники. «Ха, – сказал Бондарчук, – киноведы не разобрались, а ты хочешь знать…» – «Ваше восприятие творчества Довженко?» – «Хорошее». И всё в таком духе. Тогда встает Коля Соколов и говорит: «Сергей Федорович, извините, но вы издеваетесь над аудиторией. Я вынужден закрыть встречу. Вы показали пример, как нельзя общаться с людьми». Что тут началось! Съемочная группа взревела. Сопляк позволяет себе говорить мэтру, что тот издевается! Требовали извинений, а Коля извиняться отказался. Через два дня от Бондарчука приходит телеграмма, в которой он просит прощения у ребят. Я, говорит, вам присылаю автобус, чтобы вы приехали на съемки «Войны и мира». Автобус приехал, но ребята от поездки отказались. Бондарчук прислал вторую телеграмму: «Я понял, насколько я вас оскорбил. Очень прошу извинить меня, и думаю, что следующая встреча даст возможность нам найти общий язык». Снова приехал автобус, и ребята отправились в Москву.
Вот такая история. За каждым экспонатом музея – подобное. Музей претерпел многое на своем веку. Когда-то этот – первый в стране – киномузей занимал весь второй этаж. В нем были экспонаты, привезенные из поездок, подаренные известными людьми, найденные ребятами. Когда в 1972 году закрыли школу, чудом его удалось спасти. Основа была перенесена в 26-ю школу, там же Олег Александрович продолжил вести физику, возобновились Довженковские чтения.
– Мы три года шли только к идее восстановления музея, – рассказывает Олег Александрович. – А потом пришла новый директор, заявила, что на месте музея будет кабинет для группы продленного дня, и вообще никакого киноклуба ей не нужно. «Мне при вас это убрать?» – спросил я ее. «Будьте любезны». За два с половиной часа на глазах директора школы было сорвано все, что ребята делали годами. Вот я и говорю всегда, что все зависит от руководителя, от того, понимает ли он проблему или нет.
Тогда с помощью артистов, деятелей культуры выстраивалась очень целостная интересная система кинообразования, которая сегодня известна как Тверская школа кинообразования. Впервые в России была определена и разработана система воспитания учащихся средствами киноискусства.
Подход к системе кинообразования постоянно менялся, но сама система, разработанная тогда, в 1960-е, по сей день остается неизменной, и за эти пятьдесят с лишним лет успешно и интересно претворялась в жизнь в самых различных школах города. Последние двадцать лет в СОШ № 14. Подход вынужден меняться, потому что меняются времена, дети, социальная среда. Почему, когда классный руководитель ведет детей на «Судьбу человека» Бондарчука, через полчаса вынужден остановить сеанс? Они кричат и галдят. Они уже не воспринимают. Почему? Потому что кино устарело? Едва ли. Прав Олег Александрович: произведения искусства не стареют. Многие могут назвать классику несовременной, но задайте себе вопрос: почему это стало классикой, и вам откроется ответ. Любой старый фильм можно сделать современным, лишь правильно поставив проблему, говорит Олег Александрович.
Да, через кинематограф легче всего донести мысль, он обладает феноменальными воспитательными функциями, но и требует подготовки. У Олега Александровича масса трудов, где он излагает методику медиаобразования так, что просто бери и делай.
– Сегодня молодежь отучена от коллективного восприятия, зритель не умеет выбирать. Раньше я школьникам давал задание на неделю, исходя из телевизионной программы: посмотреть те или иные фильмы или передачи. Смотреть всей семьей. Понимаете, когда несколько поколений смотрит одно и то же. У каждого свое видение, которое они друг до друга доносят. Это узнавание друг друга, это когда родители узнают своих детей и наоборот. Я прошу старшеклассников: посмотрите «Даму с собачкой» Хейфица и ответьте на вопрос: почему автор так много внимания уделяет серому забору, а потом запишите в тетрадь.
Проблема этических взаимоотношений – основа всей системы, которая была разработана Барановым. Она неизменна. Только фильмов современных не снимают, которые в эту систему могли бы быть встроены.
– Поэтому позиция школы и общества должна проявляться в желании дать ребенку то, что было создано ранее. Но никто этим не занимается в сегодняшних школах. Это никому не нужно, и шаг в нравственную пропасть ребенка начинается дома, когда родители не хотят учиться сами и учить свое дитя выбирать, что смотреть с пультом в руках.
Наверное, поэтому и смеются дети, когда им показывают черепаху в банке, тщетно лезущую на стенки, тыкают в нее пальцем – спихивают вниз. Ребята, вы смотрели фильм Ролана Быкова «Внимание, черепаха!»? Так там мальчишки бросаются на ползущую перед танками черепаху, чтобы спасти ее. Не смотрели! Не понимают, что поднята нравственная проблема. Нужно проблему решить, а для этого просто показать фильм.
Кино всегда было развлечением, оно всегда создавалось для досуга зрителя, но в этом и заключалась его по-хорошему скрытая суть: даже отдыхая, человек должен учиться, расти (ныне же отдых ассоциируется больше с отключением мозга). Понять кино не просто, для этого нужно владеть образным языком, но опыт приходит, если начать «смотреть на кино» по-другому, если просто начать смотреть.
Просто плохое кино тоже «воспитывает». Поэтому в современном медиапространстве так важно уметь ориентироваться. И этими ориентирами могут быть лишь те ценности, которые вы несете в себе по жизни, которыми вы хотите делиться. Так создавался киноклуб Олега Александровича (кстати, по такому же принципу работают и в Медновской школе-интернате, в чем, не без удивления, Олег Александрович видит преемственность). И свою книгу «Тверская школа кинообразования: к 50-летию» он заканчивает словами: «Я благодарен судьбе, что на моем жизненном пути встречались очень интересные ученики и студенты. Низкий поклон вам, мои дорогие коллеги и друзья, за наше взаимопонимание и любовь».
Александр ДЫЛЕВСКИЙ