В Твери прошел фестиваль музыки Модеста Петровича Мусоргского. Мощным завершающим его аккордом стала постановка оперы «Хованщина».
Участниками этого выдающегося спектакля стали Московский театр «Новая опера», камерный хор Костромской филармонии (художественный руководитель – Алексей Мельков), хоровая капелла «Ярославия» (художественный руководитель – Владимир Контарев). Дирижером и музыкальным руководителем выступил Дмитрий Волосников.
Опера «Хованщина» звучала в концертном исполнении, но даже в таком сдержанном варианте произвела колоссальное впечатление. На сцене театра драмы разместились хор и оркестр, группа трубачей играла в верхнем ярусе зрительного зала, солисты пели на авансцене. Среди них особенно впечатлили образы Подьячего (Максим Остроухов), Досифея (Владимир Кудашев), Князя Ивана Хованского (Олег Диденко). Даже в концертном исполнении Подьячий выходил на сцену, что называется, в образе, угодливо полусогнувшись и с огромным пером наготове. Сцену гадания Марфы во втором действии оперы великолепно спела Агунда Кулаева.
«Хованщина» является, по определению самого композитора, «народной музыкальной драмой». Огромное значение в ней придается хорам, и сам народ понимается Мусоргским как некая историческая личность, «одушевленная единою идеею». Хоры прекрасно звучали на всем протяжении оперы – разудалых стрельцов и истовых староверов, сенных девушек и петровских «потешных».
Настоящим открытием для многих слушателей явилась созвучность «Хованщины» сегодняшним российским проблемам. Происходящая на сцене схватка самолюбий между предводителем стрельцов Иваном Хованским и боярином Василием Голицыным и сегодня воспринимается абсолютно современной, а раздумья боярина Шакловитого (Артем Гарнов) о будущности России не потеряли своей насущности и в XXI веке.
В оперу Мусоргский включил подлинный гимн старообрядцев – «Враг человеков, князь мира сего восста». Исполняемый хором в один голос, насыщенный силой и внутренней страстностью, этот гимн прозвучал как приговор веку нынешнему, как страшный диагноз падения духовности в наши дни.
Эпическое дыхание «Хованщины» почувствовалось с первых тактов. Оркестровое вступление «Рассвет на Москвареке» захватило слушателей неспешностью и в то же время почти ощутимым течением времени. На всем протяжении действия в опере переплетаются несколько сюжетных линий, взаимодействуют различные образные пласты – композиторский гений смог объединить их.
Нина ДРОЗДЕЦКАЯ,
музыковед