277-й сезон Тверского академического театра драмы завершился на высокой классической ноте: премьерой по пьесе Лопе де Веги «Дурочка»(16+). Режиссер из Ростова-на-Дону Геннадий Шапошников уже в третий раз представляет свою работу тверскому зрителю – до этого были «Доходное место» по Островскому и шекспировская комедия «Укрощение строптивой». Как всегда, в премьере можно обнаружить несколько интересных «пасхалок»: заслуженный артист РФ Андрей Журавлев, сыгравший Октавио, в этом году отмечает 30 лет служению на тверской сцене, а начинал он когда-то с роли Лисео в той же «Дурочке». Пьеса «Дурочка» также отмечает юбилей – она была написана 410 лет назад, в 1613 году, рукопись ее хранится в в Национальной библиотеке Мадрида. Отметим еще один юбилей – первый русский перевод «Дурочки», сделанный великим советским переводчиком Михаилом Донским, впервые был опубликован 60 лет назад, в 1963 году.
У сеньора Октавио (засл.артист РФ Андрей Журавлев) две дочери на выданье. Старшая Ниса (арт. Виктория Козлова) – благочестивая, но холодная умница, ее сестра Финея (арт.Дарья Осташевская) – истинный ребенок. Ее считают дурочкой – но это не умственная неполноценность, а неиспорченность, чистота, наивность. Она воспринимает окружающий мир с детской непосредственностью – женский такой вариант недоросля Митрофанушки. Даже ее учитель (арт.Константин Василенко) впадает в отчаяние, оказавшись неспособным заставить Финею выучить хотя бы алфавит. Впрочем, у «дурочки» есть важный козырь: Октавио дает за ней в приданое 40 тысяч золотых (за умницей Нисой – всего 10), и поэтому вокруг «дурочки» Финеи клубятся сваты и потенциальные женихи. Среди них местный шалопай Фенисо (арт.Сергей Бескакотов), поэт Дуардо (арт.Евгений Романов), и два главных, так сказать, претендента – столичный кабальеро Лауренсьо (арт.Александр Крайнов) и грубый, но богатый идальго Лисео (арт.Геннадий Бабинов).
К каждому из четырех влюбленных – Финее, Нисе, Лисео и Лауренсьо – приставлено по слуге (артисты Никита Бахметьев, Андрей Смирнов, Елена Филатова и Евгения Голубева), которые тоже устраивают любовные игры, а поскольку слуги, в отличие от своих хозяев, «наукам страсти нежной» не обучены, наблюдать за их проделками и интригами порой не менее интересно, чем за постоянными любовными пертурбациями главных героев. Если бы во времена Лопе де Веги существовал психоанализ, можно было бы сказать, что слуги – это такое подсознательное своих хозяев, они с легкостью произносят фразы, которые их хозяева не сказали бы ни за что. А две четверки (четверо слуг и четверо женихов-невест) к тому же легко раскладываются по четырем темпераментам: меланхоличные Ниса и Педро, томные Лауренсьо и служанка Финеи Клара, энергичные и деловитые Селия (служанка Нисы) и слуга Лисео Турин, вспыльчивые Финея и Лисео… Просто наглядный учебник по прикладной психологии!
Две пары влюбленных, две пары слуг, даже удвоение «комических стариков», когда в пару Октавио придан рассудительный резонер Мисено (засл.арт.Залим Мирзоев) – это очень, очень старый прием. Который использован во многих классических пьесах – в «Горе от ума», например, с которым у «Дурочки» видны буквально дословные пересечения (когда Октавио произносит комическую филиппику в адрес Нисы, которая проводит все время за книгами, это же чистый Фамусов – «ей сна нет от французских книг, а мне от русских лучше спится»). И если «Дурочку» не смотреть, а читать в переводе того же М.Донского, пьеса воспринимается как бы как сплошной набор штампов и общих мест. Все эти неожиданные встречи, подслушанные признания, лукавые слуги, банальные сентенции о богатстве, браке и любви – все это устарело еще тогда, когда пьесы Лопе де Веги ставили на подмостках европейских театров. Чтобы влить в эти меха новое вино и вдохнуть в сюжет, которому четыре сотни лет, новое дыхание, нужно оригинальное прочтение, способность разглядеть в старом сюжете что-то современное, актуальное, модное.
И режиссеру Геннадию Шапошникову, как мне кажется, это удалось. Пьеса то и дело удивляет зрителя, не просто демонстрирует условность времени и места – ведь такие же любовные страсти могли произойти и в наше время! Нас постоянно что-то удивляет. То кавалеры-женихи появляются на сцене в таких брутальных кожаных куртках в стиле стимпанка (художник по костюмам Ирина Подосенкова). То на сцену выносят микрофоны и все персонажи исполняют песню Адриано Челентано – а девушки-невесты сопровождают это зажигательным танцем фламенко. То собравшись под балконом, на который должна выйти одна из невест, кавалеры поют Quizás, quizás, quizás – романтический итальянский хит. А то из кулисы в кулису, пританцовывая, проходит человек в ростовом костюме месяца, после чего кто-то меланхолично сообщает – «прошел месяц». Это отличная шутка – неожиданная, остроумная, яркая, я бы даже сказал – лучшая шутка уходящего сезона.
В «Дурочке» есть интересные актерские работы. Как всегда отлично работает Дарья Осташевская, обыгрывает каждое свое появление на сцене Константин Василенко, прекрасно поет Виктория Козлова… Геннадию Шапошникову удалось создать в спектакле хороший актерский ансамбль, даже в прямом смысле – герои «Дурочки» поют, танцуют, падают, бегают, даже дерутся на шпагах! Пожалуй, главная претензия к спектаклю – некоторая сумбурность, когда к середине второго действия запутываешься, кто там на ком собрался жениться. Но есть у «Дурочки» и достоинства – лаконичность сценического решения, ряд интересных ролей (особенно запомнился молодой актер Андрей Смирнов в роли Педро), красивое зрелище. Мудрая (пусть и много раз услышанная) мораль о том, что любовь способна любую дурочку превратить в умницу и красавицу – «Сжигает нас огонь телесный / Нас оживляет огнь небесный /А сверхнебесный огнь – любовь». И это хорошее завершение театрального сезона, репертуар ТАТД пополнился интересным спектаклем.