В марте в ТЮЗе давали «Сказки Йозефа Чапека про пёсика и кошечку». Это инсценировка признанной во всем мире классикой детской литературы книги «Рассказы про пёсика и кошечку. О том, как они вместе вели хозяйство, и обо всём прочем». Написал и нарисовал ее для детей Йозеф Чапек в 1929 году. Поэтому, заметим, чудесным дополнением к тем рисункам своего детства, которые с ностальгией рассматривали герои спектакля, могли бы быть рисунки автора сказок, ведь он был одним из значительнейших художников Чехии, иллюстрировал книги своего гениального брата Карела Чапека, выступал его соавтором. Наверное, в год 75-летия Победы надо бы вспомнить Йозефа Чапека, активного антифашиста, погибшего в застенках немецкого концлагеря Берген-Бельзен за полмесяца до мая 1945 года.
Инсценировку осуществила сама режиссер спектакля – Наталья Пахомова, основным местом работы которой является Московский театр кукол. Её художественная деятельность отмечена премиями и наградами и совершенно заслуженно, ведь спектакль, подаренный ею тверичам, может быть удостоен самой высокой оценки.
Пахомова тонко и бережно сохранила дух книги и удивительное душевное тепло, которым она пронизана. Но как режиссер, знающий законы сцены, переформатировала исходную сюжетную ситуацию. Это уже не забавные пёсик и кошечка, стремящихся делать всё, как люди, и потому постоянно попадающие в уморительные ситуации, способные рассмешить малышей, наделённых даром видеть в них одухотворенные существа. Это взрослые люди, вспоминающие своё детство в старом доме и игры в пёсика и кошечку. Мысль здесь, конечно, очень взрослая: важно возвращаться к детству, чтобы не погубить в себе творческую личность, умеющую в обычном видеть небывалое, открывать для себя новые грани жизни, не обратиться в толстокожего равнодушного человека.
Сцена превращается в большую детскую, где все так уютно и удобно устроено для того чтобы с упоением играть. Вешалки с вещами, шкафы – все идет в дело, все обретает дыхание детства, немыслимого без игры и вечного креатива: родительские шубы, фартуки, шапочки, посуда. Только в детстве играют в кукольную маленькую посудку. А здесь так же самозабвенно, как в нежном возрасте, как бы пьют чай из больших чашек, удобно усевшись на полу.
В каждой новой истории у героев свой образ – чудесный и правдивый одновременно. То, укрывшись маминой и папиной шубами, они, преобразившись в пёсика и кошечку, отчаянно моют и вытирают друг другом пол, а потом, разнежившись, сушатся на веревке с бельем. То чинно отправляются, как люди, на почту, но потом отыскивают свой занесенный снегом дом по запаху кусочка сыра благодаря безукоризненному собачьему нюху. То строят из ящиков прихожей паровозик и совершают увлекательную поездку в гости к девочкам, которым дают чудесное представление. То спасают куклу Яринку и обещают заботиться о ней, ведь кукол нельзя предавать и забывать там, где играли: они же могут заболеть от горя. Причем кукла оказывается одета в такое же платьице, какое носила одна из подружек героев, потому что память о детстве очень индивидуальна и не кончается никогда, игра продолжается.
Спектакль – это гимн детской игре, это настоящая феерия игры! Не случайно его жанр обозначен как игровой. Это не только театральный термин, ведь в его основе лежит детская фантазия, импровизация, чистая вера в то, что игра в жизнь сделает её прекрасной – люди всегда будут нежны друг с другом, искренно придут на помощь, поделятся своими талантами, развеселят, если кому-то грустно.
В интерпретации режиссера Натальи Пахомовой, сценографа Елисея Шепелёва, замечательных актеров – Константина Павлова в роли Йозефа и Константина Григорьева в роли Карела и их милых подруг, исполненных Анастасией Божатовой и Надеждой Мороз, ‒ эта подлинная история игры в детство, ностальгии о нем, превратилась в сказку обретения радости творчества, чистоты помыслов, богатства воображения, веры в фантазию, во всё то, что рождается в человеке в детстве и что надо пронести через всю жизнь.
***
ТЮЗ и Театр кукол создали произведения сказочного жанра того высокого художественного уровня, который автор бессмертного «Щелкунчика» назвал «двухэтажным», т.е. утверждающим качество, при котором человек любого возраста – и дитя, и взрослый – найдёт для себя очень важные смыслы. Поэтому возрастные ограничения ‒ 3+ и 6+ ‒ воспринимаются как чистая условность. И вообще большой несправедливостью является мнение о том, что сказка может быть предназначена только для детей: в ней все находят пищу для размышлений и основания для наслаждения.
Нина КОРЗИНА