Хороший повод отметить важнейшее событие 550-летней давности – сходить в выставочный центр на Советской и посмотреть живописные работы, посвященные путешествию Афанасия Никитина в Индию. Эти картины, созданные художниками из многих городов России, очень разные по манере и технике письма, художественному опыту и уровню профессионализма. Объединяет их одно – они написаны в Индии людьми, смотрящими на эту страну «глазами любви».
Коллекция, ставшая основой выставки «Индия – Россия. Глазами любви», создавалась из работ, привезенных из путешествий. Эти поездки стали возможными благодаря пленэрно-выставочному проекту «Русская Атлантида», который основал десять лет назад директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ, действительный член-академик Петровской академии науки и искусств Виталий Васильев.
Для осуществления своей главной идеи – запечатлеть на полотнах разрушающуюся красоту древних русских городов и православных монастырей – этот просветитель стал со всей страны приглашать профессиональных художников. Они работали совместно с отделами Тверской, Калужской, Владимирской и Ярославской митрополий Московского патриархата РПЦ, выезжали на этюды в самые разные города России, от Балтики до Байкала.
Из пленэров, проведенных в Ниловой пустыни, собралась интересная коллекция работ, которая легла в основу постоянно действующей выставки «Купола над Селигером» и созданного в Ниловой пустыни музея «Русской Атлантиды».
Изначально сугубо российский проект с годами географически стал расширяться. За это время более 10 тысяч художников из 18 стран мира приняли в нем участие. Организаторы устроили 56 тематических выставок в Москве, Петербурге, Костроме, Торжке, Владимире, Твери, Калуге и других городах страны, а также в некоторых зарубежных странах (по две – в Италии и Германии, восемь – в Индии), провели более 50 мастер-классов и творческих встреч. В этом году состоялась сотая по счету экспедиция, а финалом арт-марафона будут пленэр и выставка в Севастополе.
Почувствовать фактуру
Первое впечатление от увиденного в залах выставочного центра: насколько же эти картины отличаются одна от другой. Второе, не менее сильное, производят работы куратора выставки, известного художника-графика и живописца Людмилы Юга. На фоне всех полотен эта акварельная серия выделяется изяществом, цветовой гармонией, четкостью и продуманностью каждой детали. Услышав это замечание, Людмила Георгиевна отшучивается: «Я же народный художник России!». Она объясняет, что свои миниатюры рисовала в мастерской, а большинство картин на выставке – этюдные, сделанные всего за два-три часа на натуре.
– Художники, откликнувшись на приглашение Виталия Васильева, поехали, а я, подумав, что в Индии уже бывала, осталась – решила вспомнить свои ощущения от этой страны, – рассказывает Людмила Юга. – Эти 17 работ я писала долгими вечерами целый год. Все они выполнены в формате книжной графики. Я читала «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, делала выписки. Раньше, когда готовила экспозицию «Преподобный Ефрем Новоторжский и патриарх святитель Иов» и писала серию картин, посвященных Михаилу Тверскому и Анне Кашинской, показывала одну страну, где действовали мои герои. В этой серии – сразу несколько стран, несколько космических пространств: Россия, Иран, Индия, Турция.
Главная задача была связать пластику миниатюр – русской и иранской, индийской и турецкой. В этих странах иные традиции миниатюр: в русских – композиции многослойные, показано сразу несколько событий. А восточные миниатюры, у которых свои изобразительные особенности в передаче цвета, ритма, линии, монографичны.
Материальная культура каждой страны уникальна, и поэтому так важно точно показать все подробности, каждую деталь костюма персонажа и каждую архитектурную линию. Прежде чем придумать ту или иную композицию, Людмила Георгиевна проработала сотни изображений.
Оказавшись в Индии в первый раз, художник все 20 дней, пока пересекала страну с севера на юг, делала наброски, записывала впечатления. В следующий раз приехала как туристка, но тем не менее смотрела на все взглядом художника.
– Для художника главное – почувствовать фактуру, поймать ощущение места, его запах, цвет, – объясняет Людмила Юга. – В туристической поездке едешь, как по коридору, по тем местам, куда тебя везут, отгороженный ото всего, что не входит в программу. Но даже и в таких турах из окошка выглянешь и увидишь, что люди в коробках живут, а когда вечером пойдешь гулять по Бомбею – что рядом с трассой на ковриках сидят женщины, а их грудные младенцы ползают по траве. У меня тогда екнуло сердце: заберу ребенка. Мне сказали, что эти люди – из касты неприкасаемых… Сложные чувства вызывает эта страна. Больше всего меня впечатлили ее тепло, свет, контрасты. Индия так красива! Люди доброжелательны, глаза их прекрасны, лица удивительны.
Кариатида форта Амбер
Эти удивительные лица можно увидеть на некоторых работах, которые сейчас экспонируются в центре на Советской. Особенно прекрасны два портрета индийцев кисти Веры Белых. Ее «Музыкант Раджа из Пушкара», пожалуй, самое лучшее, что есть на выставке.
Привлекают внимание работы, которые в декоративной, немного театральной манере создал художник из Дагестана Агул Муса. Удалось передать колорит Индии живописцам Татьяне Роенко, Людмиле Поповой, Ирине Куколкиной, Лидии Селезневой, Лине Коваленко, Зинаиде Ведешиной.
Показалась забавной попытка художника Александра Курушина соединить на холсте образы двух культур, Индии и России. На картине – Будда и русская троица, летающие духи и птицы, танцующие темные фигурки индусов, русский мужик верхом на лошади с гармошкой в руках и чего там только нет. Идея воплощена прямолинейно, с детской, почти лубочной непосредственностью.
А вот солнечная картина, которая встречает у входа всех пришедших на выставку, – «Кариатида форта Амбер» Виктории Харченко. Благодаря эффектному ракурсу, который показывает энергичное движение красивой женской фигуры, пронизывающему ее свету, сочетанию ярких цветов она стала «гвоздем» экспозиции и попала на ее афишу.
Наша справка
В индийском проекте были заняты более тысячи художников, и продолжался он пять лет: сначала работали в одних штатах, потом перемещались на другие территории. А индийские художники поехали в Россию с ответным визитом, чтобы писать с натуры наши монастыри.
Перед отъездом из Индии каждый живописец подарил организатору проекта «Русская Атлантида» одну свою работу. Другую преподнес в дар представителям принимающей стороны – речь идет, как правило, о написанных у себя на родине картинах: у индийцев большой интерес вызывают русские пейзажи. Остальные полотна участники увозят с собой. Подаренные проекту работы становятся основой будущей экспозиции. На выставке «Индия – Россия. Глазами любви» представлены 82 работы, созданные в основном россиянами, но есть и произведения граждан других стран.