Вечный конфликт, присущий героиням Островского: не может разобраться, кто ей больше по душе – человек или его капиталы. На сцене Тверского академического театра драмы – «перезагрузка» одной из самых популярных пьес репертуара, «Женитьбы Белугина».
У пьесы «Женитьба Белугина» интересная предыстория. Жил на свете некто Николай Соловьев, служил в Калуге преподавателем гимназии, на досуге писал пьесы, но ни одна не дошла до сцены – кому нужны пьесы неизвестного автора? В отчаянии Соловьев обратился к Александру Островскому – главному человеку в русском театре той эпохи (последняя треть 19 века). Островский пьесы прочел, ему понравилось, предложил Соловьеву сотрудничество. Прошелся рукой мастера, изменил название (у Соловьева было «Кто ожидал?», Островский поставил – «Женитьба Белугина») – и вскоре пьесу, подписанную «самим Островским», немедленно взяли в репертуар! Неизвестно, как они там делили гонорары, но Соловьев был благодарен всю жизнь… По сути, в этой истории Островский сам выступил как персонаж одной из своих пьес – щедрый барин, облагодетельствовавший маленького человека.
Ведь и пьеса «Женитьба Белугина» про то же самое! Жил себе богатый купеческий сын Андрей Белугин, собирался жениться на Тане Сыромятовой, сестре своего делового партнера, да влюбился в обедневшую дворянку Елену Васильевну Кармину, что жила в арендованной квартире вместе с маменькой своей Ниной Александровной. Женщины изысканные: и на пианинах играют, и слова знают, каких Белугин в жизни не слышал. Вот он и потерял голову, упал на колени, будьте моей женой. Елена Васильевна совсем не рада такому повороту, но мудрая мама говорит, что не в таком они положении, чтобы отвергать предложение без пяти минут миллионщика. «И пошла она к нему, как в тюрьму», как поется в известной песне. Вот только счастья этот брак не принес никому. Елена Васильевна тратит мужнины деньги, разъезжает по маскарадам, а Белугина выселила в другую половину дома, и не подпускает к себе. И тому, в полном соответствии с фамилией, хоть белугой выть остается. Надо же, так вожделел самую, наверно, красивую в их городе девушку – а девушка сказала, мол, интим не предлагать, иди отсюда.
«Женитьба Белугина» — одна из самых популярных пьес в репертуаре Тверского академического театра драмы. Неслучайно именно эту пьесу, премьера которой на тверской сцене состоялась еще в 2007 году, взяли в так называемую «перезагрузку»: поставили с новым актерским составом, а постановку Александра Чуйкова восстановил его ученик, режиссер Александр Павлишин. Режиссерское прочтение максимально сохранено, а вот актерское – изменилось. Андрей Белугин (актер Геннадий Бабинов) в первом акте пьесы выглядит как нелепый дурачок, влюбившийся в красавицу-аристократку. Он неуклюже врывается к любимой без доклада, он обливается чаем и поминутно извиняется – ну как такого полюбить? Но во втором акте образ главного героя меняет полярность, из героя комического он превращается в фигуру экзистенциальную, поистине трагическую! Только пережив крушение романтических надежд, а попутно едва не потеряв свой бизнес, Белугин перерождается – и становится человеком, способным покорить сердце своей законной, но по-прежнему недоступной жены.
Главный герой так страдает от того, что вроде бы и рядом возлюбленная, но к себе не подпускает, что это создает неожиданный и мощный эротический фон для сцен, где купец тянется к дворянке, а она манкирует, к телу не допускает, и вообще посылает – да хоть в ближайшую лавку за конфетами. Неожиданное решение, Островский, наверно, удивился бы такому парадоксальному (по нашим временам – понятному) прочтению.
Интересные эволюции переживает главная героиня Елена Васильевна (актриса Екатерина Юркова). Она капризна и по-детски наивна, ее пугает перспектива брака с нелюбимым человеком, но вместе с тем нравится та дольче вита, которую ей устроил богатый муж. В наши времена история, как богатый предприниматель женился на скромной интеллигентной девушке (как вариант – бюджетнице) вряд ли показалась интересной. Но Екатерина Юркова выстраивает безупречный и психологически убедительный рисунок роли: превращение капризной бесприданницы в женщину, которая влюбилась в собственного мужа происходит на наших глазах и выглядит убедительно.
Еще о двух безусловных актерских удачах. Заслуженная артистка России Ирина Кириллова играет Нину Кармину, и буквально несколькими штрихами придает своей героине объемные запоминающиеся черты. Ее Нина Александровна – дама, скажем так, выпивающая, но боится обнаружить свой порок перед дочерью, поэтому прячет бутылочки с «лекарством» в укромные места – и теряется, когда ее застают врасплох. С одной стороны, у Островского ничего об алкоголизме героини нет (в ремарке говорится, что Нина Кармина «страдает нервами»), с другой – какие бездны открываются в толковании этого образа! Когда-то Кармины знавали лучшие времена, теперь же Нине Александровне предстоит породниться с купеческой семьей – и она взирает на мир с горькой иронией и еще троллит почем зря новых родственников… По-моему, замечательно получилось.
Алексей Майский сыграл Николая Агишина – беспринципного циника, которому отведена вакансия резонера, регулярно сообщающего публике глубокомысленные максимы вроде «Жизнь – это комедия». Майский тоже сумел из роли Агишина выстроить интересный бэкграунд: мол, вот вам человек, у которого и образование, и манеры, и внешность, а денег нет. И не жениться ему на красавице, хотя они одного круга, они понимают друг друга, но она уйдет к его приятелю-купчику, неотесанному дикарю, и единственное, что остается Агишину – тонко издеваться над своим приятелем…
Авторы «перезагрузки» «Женитьбы Белугина» блестяще вернули на сцену Тверского театра драмы самый острый, самый огненный конфликт русской жизни, о котором написаны практически все пьесы Островского – конфликт между людьми при деньгах и людьми без денег. Как большие капиталы способны сделать хорошего человека плохим, а внезапно разбогатевшая бедняжка в конце концов все равно поймет главное: счастье – не в деньгах.