Путь художника — это поиск истины, правды жизни. Дорога, по которой, вместе с творцом, идут в бессмертие повседневные события, образы попутчиков, небрежно брошенные фразы, народные обычаи — столетия спустя они будут жить на страницах классических произведений.
В Торжке сейчас переплелись две таких дороги. Путешествие великого русского драматурга Александра Островского по Волге, в 1856 году. И, почти полвека спустя, экспедиция художника МХАТ Виктора Симова в северные губернии России, в поисках решений для фантастически красивой постановки по пьесе Островского «Снегурочка».
Этот уникальный выставочный проект » Театр жизни: А.Н. Островский» (12+) – результат совместной работы Всероссийского историко-этнографического музея и музея МХАТ, поддержанный Министерством культуры РФ. Он стартовал 12 апреля, в день 200-летия Александра Островского, и его цель — рассказать о творчестве основоположника русской классической драматургии через призму театра.
По мотивам Верхневолжья
Юбилей Александра Островского стал праздником федерального масштаба, его отмечали в залах всех музеев и на сценах всех театров России. Но для Тверской области этот день имеет особое значение, ведь наш край оказал большое влияние на творчество драматурга. Мотивы Торжка, Осташкова, Калязина, Твери звучат во многих его произведениях. А сейчас, когда развитие туристической отрасли — в приоритете для Верхневолжья (за последние 7 лет туристический поток в Тверскую область вырос в два раза), наследие Островского может стать основой для новых образовательных и интеллектуальных туристических проектов и маршрутов.
«Театр жизни» — именно такой проект. На его открытие прибыли заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры России Павел Карташев, заместитель министра туризма региона Надежда Выскубова, исполняющая обязанности заместителя министра культуры Тверской области Оксана Миронова, представители муниципальной власти, директора музеев и просто ценители театра и хорошей книги.
Павел Карташев подчеркнул: выбор места для открытия «Театра жизни» не случаен. Символично, что выставка стартовала в Торжке, в доме купца Елизарова (сейчас это «Дом России», одна из площадок ВИЭМ). Островский был здесь, встречался с хозяином дома, и эта встреча дала ему немало материала, идей и сюжетов.
Сцена требует правды
— Основа этого проекта — этнография, мы следуем за нашими героями в их путешествиях, в поиске тех этнографических корней, которые позволили создать спектакль феноменальной красоты (про «Снегурочку» Островского именно так и говорили критики — «красота разлита в спектакле») и не потерять при этом правду жизни (это — главная концепция МХАТа). Могу сказать, что экспонаты, связанные со «Снегурочкой», пока видели немногие. Эскизы, которые находятся в альбомах, представлены на выездной выставке в первый раз, — рассказала Софья Грачева, директор музея МХАТ.
Содружество этнографии и театра — более древняя и органичная история, чем может показаться на первый взгляд. Ведь театр и зародился из обрядовых действий. Неудивительно, что жемчужиной коллекции стал вырезанный из дерева оберег, привезенный Виктором Симовым с русского Севера. Этот образец декоративно-прикладного искусства «сыграл» в «Снегурочке» (12+) роль идола — языческого божества берендеев. Удивительны и народные костюмы, которые театральный художник купил и выменял в Архангельской области, эти костюмы тоже побывали на сцене МХАТа.
Зрители с большим интересом разглядывали и запускали механизмы, которые в начале 20 века использовали на сцене для создания звуковых эффектов. Они были сконструированы Владимиром Поповым — человеком удивительной судьбы. Он начинал творческую карьеру актером, потом профессионально занялся звукорежиссурой, изобретением звуковых эффектов, озвучивал фильмы Эзенштейна: «Александр Невский» и «Броненосец Потемкин» (6+).
И, конечно, здесь очень яркий визуальный ряд. Эскизы Виктора Симова. Акварели Федора Солнцева (в зарисованных им с натуры новоторжских костюмах вполне могли ходить героини пьесы «Гроза»). Фотографии Михаила Настюкова, одни из первых, сделанных в Торжке в 19 веке (Островский вполне мог увидеть город именно таким).
Метаморфозы территорий
— Турпоток в Торжке растёт ежегодно, особенно на музейных площадках. Приятно начинать высокий туристический сезон с открытия такого перспективного проекта. Оба этих исторических путешествия могут стать отправной точкой для новых путешествий жителей и гостей Тверской области, для развития маршрутов как внутри области, так и межрегиональных, — прокомментировала Надежда Выскубова.
Следуя дорогами художника и драматурга, зритель внезапно замечает: движение начинает сама территория, она меняется.
— Надо лишь сосредоточиться и не упустить момент: когда Торжок превращается в город Калинов, как архангельские села преображаются в царство Берендея. В движении рождается искусство, — говорит куратор выставки, режиссер Владимир Бочаров.
Как пояснила директор ВИЭМ Ирина Жукова, этой экспозицией «Театр жизни» не ограничится.
— Это открытие не одной выставки, а большого цикла. Проект «Театр жизни: А.Н. Островский» также будет представлен в Доме-музее Станиславского в Москве. Кроме того, в планах две передвижные выставки, аудиоспектакль. Надеемся, «Театр жизни» побывает и на новых территориях России. Намечено и дальнейшее развитие проекта: в его рамках в Торжок приедут эксперты, специалисты по театральному искусству из музея МХАТ. И впереди ещё «Ночь Музеев»!
Павел Карташев, заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры России:
— Это необычный эксперимент, созданный этнографическим и театральным музеями. Министерство культуры, безусловно, поддерживает такие идеи, в том числе и в рамках нашего флагманского проекта » Музейные маршруты России», который даёт очень серьёзный стимул к сотрудничеству, налаживанию связей между муниципальными, региональными, федеральными музеями и их взаимному продвижению. Эта выставка — яркий тому пример.