Тверской ТЮЗ, Московский губернский театр и Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова провели в нашем регионе «Эхо БДФ». Почти неделю лучшие детские спектакли России смотрели не столичные зрители, как это обычно бывает, а жители нашего региона.
БДФ – это Большой детский фестиваль, который проходит в Москве и Санкт-Петербурге и становится событием федерального масштаба.
– Пять лет мы проводим фестиваль, – рассказал Сергей Безруков на пресс-конференции, состоявшейся в Тверском театре драмы накануне открытия фестиваля. – Регионы обижались: «Да, собрали самое лучшее со всей страны, причем в разных жанрах, и показали в Москве и Санкт-Петербурге! Чем мы хуже столиц?». Они правы. И вот для того, чтобы и в других уголках России увидели хорошие спектакли, я придумал «Эхо БДФ», который проходит вслед за Большим детским фестивалем в том или ином регионе, где несколько дней показывают спектакли-победители. При хорошей акустике эхо с каждым годом усиливается, количество мини-фестивалей увеличивается. И с ними растет количество городов, куда мы смогли привезти лучшие работы, – сообщил Сергей Безруков.
На районной сцене тоже
Открылось «Эхо БДФ» в Твери спектаклем Московского губернского театра «Маленький принц», главную и единственную роль в котором прекрасно сыграл его художественный руководитель Сергей Безруков. Все шесть дней на территории Тверской области действовала обширная программа, в нее входили показы спектаклей, художественных и анимационных фильмов, разнообразные образовательные проекты, мастерские для юных воспитанников театральных студий, лаборатории молодых режиссеров, результатом которых стало создание эскизов новых спектаклей. Больше 300 человек из разных городов России приехали на фестиваль. А посетили его больше двух тысяч зрителей.
Площадками «Эха БДФ» в Твери, кроме его инициатора и организатора – ТЮЗа, были театр драмы, театр кукол, Дворец творчества детей и молодежи, Дом народного творчества, центр современной культуры «Рельсы», библиотека имени Горького, киноконцертный зал «Панорама». Впервые в своей истории «Эхо БДФ» проходило не только в региональной столице, но и в муниципалитетах: в Кимрском театре драмы и комедии, Вышневолоцком драмтеатре, Ржевском городском ДК, Лихославльском районном центре культуры и досуга.
Фестиваль поддержало Правительство Тверской области. И в день открытия Сергей Безруков встретился с губернатором Игорем Руденей, чтобы вместе обсудить творческие планы.
– Я увидел, как искренне Игорь Михайлович ратует за большие долгосрочные проекты для семьи и детей, – сказал Сергей Безруков. – Этот человек болеет душой за свой регион, он очень заинтересован в его развитии и все задавался вопросами: «Что мы можем сделать еще, чтобы проходили фестивали, чтобы было больше театральных площадок?».
Итогом встречи стало решение каждый год в течение недели проводить в Тверской области «Эхо БДФ».
Голосуют дети
Осенью в Москве пройдет очередной БДФ, где свой спектакль «Хлебзавод» покажет Тверской ТЮЗ. Лучшие спектакли назовут дети. Как рассказал Сергей Безруков, в состав жюри войдут 20 девочек и мальчиков от пяти до 18 лет из разных культурных слоев.
Попасть в жюри может не каждый, проводится конкурс: ребенок должен не только поставить оценку, но и уметь объяснить свой выбор спектакля, анимационного фильма или книги. Самое интересное, считает Безруков, когда ребята начинают друг с другом спорить и при повторном голосовании вдруг кто-то из них пересматривает свое мнение. Их руководитель всегда присутствует на обсуждениях, но ни он, ни другие взрослые на их результаты не влияют.
Посмотрев все фестивальные спектакли, можно составить представление о вкусах современных детей. Что им интересно? Например, «Сочинение про Джобса» режиссера из Санкт-Петербурга Ивана Пачина. Казалось бы, где российские школьники и где Стив Джобс? Но, тем не менее, этот спектакль дети отметили.
– Они порой рассуждают не так, как мы, – удивляется Сергей Безруков. – И они отвергают то, что мне понравилось бы в моем детстве, хотя, понятно, я оцениваю с точки зрения себя взрослого. У них совсем другая реакция. Но каждый раз они отзываются на искренность, на темы, которые их волнуют, – школьного буллинга, воспитания в семье. Это показатель, что дети – очень живые, непосредственные.
Затронул Сергей Безруков и проблемы российской мультипликации. Он считает, что студий, создающих анимационные фильмы, недостаточно. Даже в передаче «Спокойной ночи, малыши!», в которой участвует как ведущий, не хватает мультиков, которые продолжают тему, начатую в разговоре с Хрюшей, Степашей и другими известными персонажами.
Театр – не сфера услуг
– Что мы можем дать детям? – рассуждает худрук БДФ. – Отечественных фильмов не так много. Остается театр. Я взялся за это отвечать, инициировав проект «Театр – детям». Должен сказать, что поддержка колоссальная, последние пять-шесть лет на детские театры выделяется серьезный бюджет. Это просто потрясающе, когда в регионах ко мне подходят местные театральные деятели и говорят спасибо: такого финансирования не было никогда!
О театрах для взрослых, уверен Безруков, нужно думать во вторую очередь: на первом месте всегда – театры для детей, потому что с них начинается знакомство юного зрителя с искусством. Это – не сфера услуг, которой хочешь – пользуешься, не хочешь – не пользуешься. Театр – это живое искусство, и оно должно быть обязательной программой для развития и воспитания человека. Поэтому ему должна оказываться всесторонняя поддержка.
Не надо думать, что речь идет только о классике, детский спектакль – попытка разговора на современном языке с использованием современных технологий. Хорошо, когда есть интерактивность, иммерсивность, но главное – заинтересовать детей, сохранив при этом меру, чтобы все-таки оставалось искусство. Такие задачи должен ставить перед собой художник, который занимается театром для детей.
– Если региону выделяют деньги, то они должны идти именно детскому театру, – настаивает Сергей Безруков. – И играть в нем должны артисты самой высшей пробы: от них зависит, пойдут ли дети в театр, увлекутся ли они этим искусством.
Худрук фестиваля высоко оценивает профессионализм артистов Тверского ТЮЗа, там работают очень сильные актеры, считает он. На фестивале БДФ Сергей Безруков ратовал за то, чтобы наша «Чайка» получила премию за лучшую постановку отечественной классики. Не вышло, к сожалению.
– Но я рад, что на фестивале «Фабрика Станиславского» эти артисты сыграли спектакль «Гроза» и стали лауреатами. Взаимодействие с тверским ТЮЗом у нас плотное, и оно будет продолжаться. Это настоящий русский психологический театр, что очень приятно, особенно в наше время. Я – за современный условный театр, но все-таки подлинное существование в том, чтобы на сцене был живой человек и ты ему сопереживал. Наш российский зритель всегда приходил в театр для этого взаимодействия. Поплакать, посмеяться, чтобы за душу взяло.






