В 2020 году непременным атрибутом нашего гардероба стала маска. Если в наступившем году этот аксессуар можно будет снять без опасений, мы очень обрадуемся. А теперь вспомним, что традиционно маски принято надевать для веселья. На бал-маскарад, на карнавал. В новогодние дни особенно хотелось этой праздничной атмосферы!
Тверской городской музейно-выставочный центр дал горожанам возможность ее почувствовать, устроив выставку венецианских масок.
– Многие маски воссозданы по старинным образцам, – рассказывает заместитель директора Елена Богданова. – В их числе – работы современных итальянских мастеров. Но также есть и произведения тверских художников. Так, на выставке представлены работы Елены Дегтяревой, Ольги Котеневой-Пушко, Виктории Воеводиной. Ведь мы хотим не только рассказать об истории маски, начиная от римских Сатурналий, но и передать саму атмосферу венецианского карнавала. А значит, уместны и куклы, изображающие персонажей комедии дель арте, и картины, вдохновленные Венецией.
И правда, выставка представляет собой синтез искусств. Каждая маска закреплена на панно с видами Венеции, сценами карнавального празднества или иных развлечений. При этом соблюдается принцип единства красок, линий и общей тематики маски и фона. Вот ехидный Джокер дразнится из-за веера карт. И так непривычно скромна маска венецианской дамы, украшенная одним-единственным янтарем (другие женские маски богато декорированы каменьями и перьями). Но эта расположена на фоне картины с изображением собора Санта-Мария-делла-Салюте.
– Это признанная достопримечательность Венеции, набережная Неисцелимых. Во времена эпидемии чумы 1630 года здесь располагался госпиталь. А когда от эпидемии избавились, на этом месте воздвигли церковь Санта-Мария-делла-Салюте (то есть Святой Марии – Спасительницы), – поясняет заведующая просветительским отделом Оксана Колесова.
Что ж, во все времена беда и радость шли рука об руку. Но жизнь всегда брала свое. И вот даже зловещая экипировка чумного доктора (защитная маска из плотной кожи, с клювом, набитым целебными травами) со временем превратилась в легкую, яркую маску из папье-маше, украшенную все тем же длинным клювом, но изящным и не мешающим смеяться.
Интересуюсь: идея провести такую выставку не масочным режимом навеяна? Как поясняют сотрудники выставочного центра – нет. Она навеяна новогодними карнавалами. Выставочный план составляется на полтора года вперед, и когда планировалась эта выставка, никто не думал, что медицинские маски станут частью нашего быта. Так что все совпадения случайны.
– Но, несмотря ни на что, в Твери продолжается культурная жизнь, у людей есть потребность прикоснуться к прекрасному. Некоторые горожане даже по два раза приходят. Ведь в рамках выставки мы проводим арт-вечера, и тематика каждого такого вечера уникальна, – делится Елена Богданова.
Она вспоминает, как на одном из арт-вечеров проходил мастер-класс по изготовлению броши в венецианском стиле. А на следующем посетители учились танцевать менуэт. И среди танцующих была дама с очень узнаваемой брошкой, сделанной как раз на прошлом мастер-классе. Так и оказалось: гостья пришла еще раз посмотреть понравившуюся выставку, поучаствовать в новом арт-вечере, и друзей привела.
Неудивительно, ведь под каждой маской скрывается легенда. Узнать все – одного визита не хватит. Как замечает Оксана Колесова, больше всего внимание посетителей привлекает маска «моретта». Простая черная маска выделяется на фоне других, богато украшенных. Не видно ни лент, ни иных приспособлений, которыми ее можно закрепить. Как ее носили?
Оказывается, с обратной стороны есть небольшая деревянная планка. Та, что хотела скрыть свое лицо, держала эту планку… зубами. И это служило дополнительной гарантией анонимности: разговаривать в такой маске затруднительно, так что и по голосу не узнают.
Есть своя легенда и у полумаски «Коломбина». А с забавной «гатто» – маской в виде кошачьей мордочки, связана целая сказка.
Сотрудники галереи отмечают: у каждого посетителя венецианские маски вызывают свой ассоциативный ряд. Кто-то говорит, как путешествовал по Европе и побывал в Венеции. Кто-то цитирует Бродского или Ахматову. Последняя, кстати, ошибалась насчет «атласных баут» – маску «баута» делали из кожи или папье-маше. Одна посетительница сказала, что хочет представить, как выглядел Казанова. Кто-то проводит параллели с «личинами», которые надевали русские колядовщики.
Интересно получается. Маска, по логике, должна сохранять инкогнито. А эти экспонаты, наоборот, раскрывают личность каждого посетителя. Того и гляди, залюбуешься и «рассекретишь» ненароком близкие тебе архетипы и образы да начнешь делиться впечатлениями от книг, театра, путешествий.
И потому эти маски стоит увидеть. Выставка открыта до 17 января.
Маргарита ВАСИЛЬЕВА
Фото Кристины БЕЛЯКОВОЙ